Style-2.ru

Все про авто

Как противостоять «дорожной» агрессии

Агрессия за рулём: причины и методы борьбы

Агрессивное поведение водителей давно стало привычным явлением. Причины дорожной ярости лежат в иллюзии защищенности и некоторых других вещах.

Большинство водителей, со стажем и не очень, прекрасно знают, что стоит сесть за руль автомобиля, так сразу проявляются все темные стороны натуры злость, нетерпимость, суетливость и др. Словно какие-то темные механизмы включаются в нас вместе с поворотом ключа в замке зажигания. Откуда это безумство эмоций и поступков?

Недавно я гостил у друзей, приехав без машины, — мы договорились, что домой меня, потом подбросит их дочь. Признаться, я немного беспокоился за водительские навыки барышни. Как оказалось, зря: водит она очень прилично. А вот выражается при этом не очень.

Не то чтобы я ничего подобного не слышал раньше — слышал, но в основном из уст младших сержантов и ефрейторов во время службы в армии, а не от второкурсницы МГУ. Девушка сама очень переживала, явно пыталась сдерживаться, а на прощание попросила меня не все рассказывать родителям. Я пообещал, но поделился с женой. Та иронически на меня посмотрела и хмыкнула: «А ты себя-то за рулем хоть раз слышал?»

Дорожная ярость

По данным социологов, 47% российских водителей считают главной проблемой на дорогах крайне низкий уровень культуры участников движения. При этом само наличие автомобиля как будто бы подразумевает определенный уровень образования или квалификации, которые просто необходимы, чтобы на него заработать. Так что же происходит с нашим образованием, воспитанием и культурой, когда мы садимся за руль?

В английском языке есть понятие «road rage». На русский его можно перевести примерно как «агрессивное поведение на дороге». Но будет это слишком неуклюже и нейтрально. Road rage — это гнев, ярость, нетерпимость, которые буквально захлестывают многих водителей. И эти чувства знакомы нам ничуть не хуже, чем англичанам и американцам.

Любопытно, что этот свирепый зверь просыпается в нас не просто в машине, а именно за рулем. Согласитесь, на пассажирском сиденье мало кому приходит в голову ругать последними словами зазевавшихся пешеходов или «играющих в пятнашки» водителей. Видимо, агрессия приходит вместе с пониманием того, что ситуацию контролируем именно мы.

Это абсолютно верно, убежден психолог Леон Джеймс (Leon James), посвятивший многие годы исследованию поведения агрессивных водителей. Ведь когда мы беремся за руль, автомобиль, по сути, становится продолжением нас самих. «Он позволяет нам осуществлять непосредственный контроль над окружающим миром, — объясняет психолог. — Машина мощна и послушна, она мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

А ведь психоанализ неустанно напоминает: стремление к младенческому чувству всемогущества живет в каждом из нас. И за рулем мы оказываемся очень к нему близки. Стоит ли удивляться, что любые помехи на пути к его достижению вызывают в нас бурю гнева? Наглец, втиснувшийся в поворотный ряд перед нами, не вовремя вспыхнувший красный свет, едва ползущий впереди грузовик безжалостно возвращают нас к реальности из мира сладкой иллюзии, в которой нам подвластно все.

Тяга к всемогуществу

Леон Джеймс отмечает и другую причину неприятных перемен за рулем: «Даже очень сдержанные в обычной жизни люди могут при вождении становиться раздражительными. Во многом это объясняется своеобразным эффектом анонимности: мы не знаем, кто управляет другой машиной, и склонны приписывать этим неизвестным водителям самые негативные черты, резко критикуя их(хотя эта критика и не достигает их ушей)».

Вряд ли мы обрушим тот же гнев на человека, случайно задевшего нас плечом в метро или на улице. По крайней мере, не убедившись сначала, что не имеем дело с угрюмым здоровяком. Машина снимает этот сдерживающий барьер. Она создает иллюзию защищенного и безраздельно принадлежащего только нам пространства.

Металлический кузов служит броней (надежность которой, увы, все мы, как правило, переоцениваем). А комфортабельный салон настраивает на благостный и беззаботный лад: удобно регулируемые кресла, подголовники и рулевая колонка, магнитола с отличным качеством звука и большим экраном, а в последнее время даже возможность доступа в интернет прямо из-за руля — все это притупляет нашу бдительность. «В каком-то смысле, — добавляет психолог, — это чувство комфорта и безопасности роднит автомобиль с материнской утробой, еще более усиливая в нас тягу к младенческому всемогуществу».

Стресс — причина агрессии

Привычка сквернословить за рулем никого из нас, мягко говоря, не красит. Однако это вовсе не худшее проявление того самого road rage. Гораздо опаснее, когда агрессия воплощается не в слове, а в деле. А по части агрессивного вождения мы вполне можем поспорить с лихачами из Турции или Египта. Тяга к полному контролю, и иллюзия защиты, и притупленная комфортом бдительность могут проявляться не только в потоках ругательств, но и во вжатой в пол педали газа. Есть у безрассудства за рулем и другие причины.

Агрессивная езда может быть бессознательной уловкой, стремлением защитить себя от постоянной экзистенциальной тревоги, считает психолог Жан-Паскаль Ассайлли (Jean-Pascal Assailly), научный сотрудник Национального института исследования проблем транспорта и безопасности Франции. «Явная опасность лучше „неосязаемого“ стресса, причины которого нам не ясны, — объясняет он. — Подобная замена, кстати, происходит и при фобиях, когда непонятная человеку тревога воплощается в страх пауков или закрытого пространства. Он сам создает себе убедительный повод для ужаса: то, что мучает изнутри, обретает имя и облик».

Таким образом, повседневный стресс вполне способен превратить тихого офисного клерка, которого никто и не заподозрит в агрессии, в настоящего монстра на дороге. Наконец, наше стремление к острым ощущениям имеет и физиологические основания: в ситуации опасности мозг выделяет особое вещество дофамин, которое вызывает чувство мало с чем сравнимого возбуждения и удовольствия.

Словом, причин агрессивного поведения за рулем у нас достаточно. Можно ли, вопреки всем этим причинам, усмирить в себе «дорожного зверя»?

Безопасное вождение — это.

При желании — да, отвечает психолог Эрнест Лайт. В прошлом наш соотечественник, он уже многие годы работает в Канаде. В этой стране многие программы страхования предусматривают для участников ДТП курс психотерапии. Именно этой работой он и занят.

«Когда в 1991 году я получал водительские права в Сан-Франциско, требовалось пройти тест на знание правил дорожного движения, — рассказывает психотерапевт. — Среди всех вопросов мне запомнился один, которого я просто не мог вообразить себе в СССР. Звучал он так: „Безопасное вождение — это. “ И варианты ответов:

Читать еще:  Двойное сцепление, описание и принцип работы

a) соблюдение правил дорожного движения;

b) учет дорожной обстановки и выбор правильной дистанции;

c) искусство оставаться живым.

Вариант „c“ отпал сразу как не имеющий отношения к делу, и я выбрал, кажется, „а“. Тест я тогда прошел, но среди нескольких ошибок оказался и ответ на этот вопрос. Правильно было: „Безопасное вождение — это искусство оставаться живым“. И моя многолетняя практика работы с людьми, побывавшими в автомобильных авариях, постоянно подтверждает мудрость этого ответа».

Лекарство от агрессии

Психолог Эрнест Лайт предлагает несколько простых советов тем, кто хотел бы снизить собственный уровень агрессии за рулем и меньше страдать от агрессивности других участников движения.

Совет № 1. Презумпция невиновности. В случае странного или агрессивного поведения другого водителя постарайтесь найти ему объяснение. Например, человек торопится в больницу к внезапно заболевшему родственнику. Или мать везет ребенка и отвлекается на общение с ним, меньше обращая внимание на дорожную обстановку. Исходите из презумпции невиновности. Уважительных причин, почему люди не очень хорошо ведут машину, гораздо больше, чем каких-то злонамеренных действий.

Совет № 2. Дорогу дураку. Попадая в дорожную ситуацию, которая вас раздражает или злит, исходите из простого правила «умному поклон, дураку — два». То есть старайтесь как можно чаще уступать. Лучше пропустить втискивающуюся перед вами машину, чем поцарапать свою за правое дело. Даже самое пустяковое дорожно-транспортное происшествие отнимает столько времени и нервов, что, на секунду вспомнив об этом, лучше притормозить и избежать неприятностей.

Совет № 3. Помните о людях. Если вы везете пассажиров, будьте особо осторожными, потому что люди доверили вам свою жизнь. Садясь в машину, каждый раз напоминайте себе, что безопасное вождение — это искусство оставаться живым.

Причины агрессии за рулем

Нервные, стрессовые ситуации уже давно стали частью жизни современного человека. Не обошла эта негативная сторона и область поведения на дороге. С увеличением количества машин становится больше агрессивных водителей, хамов и просто лихачей, которые создают аварийные ситуации во время вождения. Нарушение правил не значит смелость и своеволие в поведении, зачастую это просто проявление агрессии и гнева. В чем причина подобного поведения? Инструкторы по вождению попытались разобраться в этом вопросе.

Причины, вызывающие агрессию

Итак, основных причин, которые вызывают агрессивное поведение водителей за рулем, несколько, и все они кроются в нашем подсознании. Даже самый спокойный человек может стать неуравновешенным типом, садясь за руль. Причинами такого отрицательного «преображения» могут быть следующие психологические аспекты:

  1. Подсознательное разделение водителей на «своих» и «чужих».
  2. Мнимое чувство безопасности за рулем и анонимность.
  3. Частые и долгие пробки.
  4. Плохие дороги.
  5. Производители авто и реклама.

«Свой» — «чужой»

Рассмотрим подробнее первую причину, а именно бессознательное разделение на категории всех водителей. Каждый водитель неосознанно разделяет всех людей на тех, которые вызывают симпатию и тех, которые не вызывают ее.

Если мы видим водителя, непохожего на нас или не вызывающего симпатию, то мы сразу, на подсознательном уровне, начинаем испытывать чувство неприязни к нему.

Хотя эта неприязнь может быть иллюзорной, ведь одна модель поведения может быть неприменима к разным людям, даже если они из одной социальной категории. А мы в это время стараемся делить людей на классы, группы, «вешать ярлыки» и поддаваться стереотипам, что в корне неверно и может пагубно сказаться на дорожной ситуации. Необходимо абстрагироваться от стереотипных суждений и попробовать непредвзято взглянуть на каждого автомобилиста, чтобы сохранить свои нервы и здоровье окружающих.

Мнимая безопасность и анонимность за рулем

Следующей немаловажной причиной является мнимая безопасность и анонимность за рулем. Данное обстоятельство может стать причиной агрессии, когда вы ругаетесь на проезжающий мимо автомобиль, который совершил объезд не по правилам, сидя у себя в машине. Либо нервничаете, пропуская пешеходов, и начинаете тихо выругиваться на них, хотя они вас даже не слышат.

Именно это ощущение, что вы в безопасности, что вы внутри своей машины, и никто не сможет вас идентифицировать, и вызывает причину ругани за рулем, а также отпускания весьма не лестных слов в адрес окружающим водителям и пешеходам.

И опять же здесь роль играет наше неуемное подсознание, выводя наружу потаенные действия, кажущиеся с точки зрения морали неприемлемыми. Особенно это касается мегаполисов: здесь водитель оказывается среди множества незнакомых ему людей, и чувство анонимности только возрастет. Сейчас немного исправляет ситуацию запрет тонировки, так как человек уже не чувствует себя анонимной личностью, и желание сквернословить, а также нарушать ПДД «по-тихому» пропадает. Также для ликвидации «анонимных» нарушителей предлагается ввести специальную программу, согласно которой граждане, заметившие нарушителя, смогут информировать о нарушении органы власти и государственного контроля.

Что касается чувства защищенности, то здесь напрямую играет роль размер автомобиля. Чем крупнее по размерам ваша «ласточка», тем вы будете больше чувствовать себя «выше» окружающих. Поэтому хамов и нарушителей на больших авто можно чаще увидеть раздраженными, чем водителей на небольших машинах.

Пробки на дорогах

Итак, третья причина — это, без сомнения, пробки на дорогах. Изнурительное и долгое нахождение в пробке, может стать причиной стресса и даже нервного срыва. Однако, специалисты утверждают, что основная причина кроется в том, что пробка похожа на очередь, и люди начинают вести себя так, будто долго находятся в этой самой очереди. Отсутствие точной информации о длительности и причине пробки, а также отсутствие общей картины дорожной ситуации перед глазам может привести к стрессовой ситуации. Водитель начинает ворчать на окружающих и мысленно «поторапливать», чтобы автомобили двигались быстрее.

Раздраженность автомобилистов только увеличивается с приближением к окончанию пробки.

Вносит свою лепту и двойственность мышления, возникающая из-за того, что водитель необъективно рассматривает себя и окружающих, то есть всегда считает себя правым на дороге, а окружающих — виноватыми. В такой ситуации важно посмотреть на себя со стороны и подумать: может быть, это вы нарушили правило, а не окружающие вас водители?

Плохие дороги

Состояние и уровень качества дорог также являются немаловажным фактором стресса водителей. Неуравновешенность психологического состояния могут вызвать недостатки самой трассы. Ширина дороги влияет на повышение скорости, а ее качество — на качество самого автомобиля.

Эксперты предлагают устанавливать светофоры и островки безопасности, чтобы водители не разгонялись.

Читать еще:  Почему глохнет двигатель автомобиля

Реклама автомобильной тематики

И последняя причина, но не самая маловажная — это поведение самих производителей машин и содержание рекламных носителей автомобильной тематики. Зачастую реклама сама провоцирует нас быть «быстрее, выше, сильнее» на автомобиле, тем самым подвергая опасности на дороге и делая нас раздражительными. Поэтому воспринимать такую рекламу всерьез не стоит, советуют автоинструкторы, это просто коммерческие компании играют с нашим воображением, чтобы получить свою заветную прибыль.

Можно отнестись к агрессивной рекламе с юмором, ведь ситуация на дорогах постепенно меняется, и в перспективе лихачей, разъезжающих на необъятных автомобилях, может совсем не остаться.

Сейчас многие водители приобретают небольшие по размеру авто для повышения маневренности и снижения затрат.

Видеоматериал на тему причин агрессии за рулем:

Популярные автомобили

Агрессия на дороге

НЕ я вожу машину 3 года. Пока слава богу без проишествий. А вообще я такой нервный и тревожный водитель.

Когда приезжаю в Россию и наблюдаю за потоком машин, у меня первым делом возникает мысль «Тут за руль –никогда». И не то, что правил дорожного движения боюсь, а меня резко напрягает уровень агрессии водителей по отношению друг к другу.

Я не считаю, что россияне какие-то исключительно злобно-агрессивные. Условия такие. Дороги в РФ строились в городах без учета такого потока транспорта, как есть сейчас. Не все водители умелы ( ну когда-то каждый водитель был чайником). Ремонт машины дОрог. Ну, может, для многих это не трагедия, но, тем не менее, мало кто хочет выкидывать дополнительные деньги за неожиданные царапины и вмятины.Даже страховка с ее оформлением требует ожидания полиции и т.п. Т.е. нервная обстановочка. Вот люди нервно и реагируют. И не только нервно, но и агрессивно.

В США, как и везде, в местах с низким уровнем дорожного движения народ более добродушен и вежлив. Ближе к крупным городам, появляется больше агрессивных водителей, которые могут себя вести неадекватно. Агрессия на дороге, это не только оскорбление и угрозы в открытое окно, это еще и разилчные преднамеренные маневры, которые направлены на создание негативных эмоций у других водителей. Например, подрезание, блокирование дороги, попытки прижать к краю дороги и т.п.

Утвержадют, что настоящий бум такого поведениея в США был в 90-х годах. О нем стали много писать, снимали ролики, и вообще демонстрировали по телевизору не только в новостях, но и в ТВ шоу и фильмах. Не знаю, сколько бы это продолжалось, но тут закон суров в отношении нарушения дорожного движения и хулиганства. Факт задержания в последствии может не совсем удачно сказаться на карьере. Явление сильно пошло на спад, но, естественно, не искоренено.

Психолог Леон Джеймс изучал этот феномен и пришел к заключению, что агрессивное вождение возникает в результате следующихз факторов:

1. Стрессовая ситуация на дороге. Какой бы у человека не был водительский стаж, вождеие все еще стресс, потому что дорожное движение на 100% не подконтрольно водителю. Он, со своей стороны, может соблюдать все правила, умело избегать аварийных ситуаций, но от погодных условий и непредсказуемых дураков на дорогах не защитишься. По этой причине, в случае чего, адреналин ударяет в голову со всей дури, на которую способна эндокринная система.

2. Культура. Там, где общественные нормы и неписанные правила поощряют агрессивное поведение, там его больше. Если считается, что, коль, тебя подрезали, специально или «так получилось», значит тебя считают за лоха. И значит, что после этого каждый уважающий себя человек должен дать обидчику в глаз. Таким образом «подрезанный» с большей вероятностью пойдет на агрессию в стрессовой ситуации на дороге.

3. Привычка. Люди, позволяя себе агрессию, «распускают» себя. Миндалина мозга – наш сторожевой. В ответ на стресс она дает сигнал мозгу сражаться или бежать. Люди испытывают либо гнев, либо страх ( либо и то и другое) благодаря тому, что импульс проходит из миндалины в лимбику. Но что бы человек не испытывал во время стресса, как он будет реализовывать данные потребности, зависит от его личности и того, насколько он сам себе позволяет те или иные действия.

Для того, чтобы оценить правильность и адекватность своего поведение, импульсы от лимбики должны пройти через лобную кору. Если дать себе установку, что гнев и насилие на дороге, это можно и нужно, то со временем, мозг может лобную кору переставать включать вообще, сразу переходя к стадии сражения. https://gutta-honey.livejournal.com/355264.html А что тут обдумывать? Бить надо! Эта тактика перерастает в импульсивное поведение (поступки под влиянием ежесекундного настроения без обдумывания). Т.е. чем больше вы себе позволяете агрессии в действиях, тем больше шансов сделать его привычным.
Конечно, все люди разные. У некоторых импульсивность в личности присутствует с детства, другие ее могли приобрести в процессе жизни. Им, естественно, легче разогнаться за секунду «от милой лапы до жуткой стервы».

Хоть и считается, что нужно выпускать пар, если мозги закипели в гневе, далеко не все могут это делать адекватно.

Во-первых, большинство водителей не идет бить морду обидчику, а начинают кипятиться в собственной машине. Даже если они открыли окно и выругались, и даже посигналили, они все равно не чувствуют себя отомщенными за произвол в отношении них на дороге. С их точки зрения ситуация не разрешена, и поэтому такие люди сами в себе начинают подогревать гнев. У гнева два выхода. Его можно вылить на кого-то, а можно на себя. Учитывая, что подрезавшего далеко не всегда возможно найти, плохое настроение выливается на ни в чем неповинных окружающих. Или же гнев переходит в разряд психосоматических заболеваний.

Конфликт на дороге: как избежать неприятностей

Водители, которые молотят друг друга на дороге, – зрелище не самое приятное. Стоит ли избегать стычек, где точка невозврата и что за ней следует? Разбираемся.

Для того, чотбы кровь закипела, на глаза упала пелена и последующей драки некоторым нужно совсем немного. Помните, что на дороге одновремнено присутствует масса психотипов людей – от спокойных и рассудительных, до готовых выплеснуть агрессию при любом удобном поводе. Дорожные потасовки оставляют следы на лицах, вмятины на кузовах, а в некоторых ситуациях способны довести до уголовной ответственности.

Всего-то нужно извиниться

Удивительное дело… Многие люди разучились просить прощения, даже когда полностью осознают за собой промах или неправоту. Простой пример: человекообразное существо перегородило две трети тротуара своим транспортным средством. На простую просьбу убрать автомобиль, оно начинает хамить, угрожать и обзывать пока еще даже не оппонента нехорошими словами.

Читать еще:  Обзор Haval H6 2017

После этого “не оппонент” превращается в настоящего соперника. Результат – выбитое стекло и подправленное лицо. Ситуация плохая, даже скверная! Это не нужно было ни одному, ни другому. А ведь избежать ее можно было извинившись и переставив машину, снизив накал страстей. “Да, не прав, сейчас уберу. Извини”, – нехитрый набор слов и фраз разрядил бы обстановку. Максимум нарушитель услышал бы в свой адрес крепкое словцо и на этом конфликт можно было бы считать исчерпанным. Но некоторые почему-то выбирают более сложный путь.

“Втащить” или не “втащить”

Иногда руки так и чешутся надрать зад дорожному хаму, правда? Так вот, друзья мои, прежде чем падать в бездну ярости и праведного гнева, учитывайте возможные последствия. Существует вероятность, что вы, решив всего-то дать в глаз, отправите человека прямиком на тот свет или на вечный прикол к больничной койке. Это не так сложно, как кажется. Во-первых, достаточно просто нечаянно ударить “не туда”. Во-вторых, не все из нас в курсе своих физических возможностей. Вы можете оказаться гораздо сильнее, чем вам казалось. Да еще агрессия, превращающая человека в неконтролируемого биоробота.

Для острастки – в сжатой форме напомним, какие бывают телесные повреждения и как их “награждают”. Существует три основных вида повреждений – легкие, средней тяжести и тяжкие. Первая категория наиболее “массовая”. Это ущерб для здоровья, носящий незначительный или кратковременный урон здоровью. А, именно, синяки, ушибы, кровоподтеки и прочее. Кроме того, сюда относят травмы, продержавшиеся не более семи дней. Статья 115 УК РФ, регламентирующая наказание за подобные травмы, состоит из двух частей. Первая не предусматривает какие-либо отягчающие обстоятельства и карает штрафом до 40 000 рублей, либо обязательными работами на 480 часов, либо годом исправительных работ, либо арестом на четыре месяца. Во второй части статьи указано нанесение легких повреждений с различными отягчающими обстоятельствами. Например, с хулиганскими целями и путем применения любого оружия. По второй части наказание строже – максимум до двух лет лишения свободы.

Категория телесных повреждений средней тяжести наиболее обширна и, в частности, включает в себя переломы, колотые и резаные ранения, которые не задели органы. Наказание за этот тип повреждений регламентирует Статья 111 УК РФ. Ее первая часть рассматривает процесс умышленного нанесения телесных повреждений средней тяжести без каких-либо отягчающих обстоятельств. Максимальное наказание – лишение свободы на три года. Вторая часть включает в себя такие обстоятельства как хулиганские мотивы.

Ну а если вас угораздило вырубить человека, да так, что он больше не дышит или получил значительный ущерб здоровью и психике, то вам придется отвечать за тяжкие телесные повреждения. В данном случае – это лишение свободы сроком до 15 лет в зависимости от обстоятельств.

За “чудака” ответить?

Сыгравшее мужское самолюбие – опасный момент при конфликтах. Может, лучше просто выдохнуть и успокоиться?

“В основе любых разногласий лежат определенные причины. Они делятся на три больших группы причин: объективные, социально-психологические и личностные. Первые базируются на столкновении интересов (например, очередность и приоритет проезда). Вторые – на неблагоприятном психологическом и социальном климате в среде автомобилистов (сложная дорожная ситуация, низкий культурный уровень водителей). Большую роль в возникновении конфликтов на дороге играет киноиндустрия (сцены агрессивного доминирования на дороге). Третьи – кроются в особенностях личности в целом. В психологии есть даже понятие “конфликтной личности”, которое может включать такие характеристики, как: стремление к превосходству, чрезмерную принципиальность”, – объясняет Леонид Борисович Рожков, психолог, педагог-эксперт Гильдии автошкол России.

Интересный и важный момент – по словам эксперта, стратегий реагирования на конфликтую ситуацию разработано достаточно много, но на дороге они, к сожалению, чаще всего не работают!

“В дорожном конфликте сработает только стратегии уклонения от конфликта или уступки конфликтующей стороне. Любое другое поведение приведет к необратимым последствиям. То есть, каждый водитель должен заранее продумать свое поведение в конфликтной ситуации, просчитать все выгоды и потери от его развития. Необходимо понимать, что выгода от конфликта только в моральном аспекте, а потери, как правило, будут в материальном и физическом плане. Лучше промолчать и уклониться, чем провести последующее время в отделении полиции или больнице. Ведь не зря водительская мудрость гласит “Дай дорогу дураку””, – суммирует Рожков.

Образования нет

По нашему скромному мнению, человеку, не умеющему держать себя в руках при управлении объектом повышенной опасности, не место за рулем. Но проблема дорожной нетерпимости куда глубже, чем кажется, и усугубляется тем, что в России нет должной психологической подготовки водителей. Да и учить некому.

Вот что говорит по этому поводу Сергей Юрьевич Лобарев, председатель НП “Гильдия автошкол” России, координатор авто и мото-сообщества Комитета Государственной Думы ФС РФ: “Современная система профессионального обучения водителей ТС в России нуждается в совершенствовании ее практической направленности. В частности, следует усилить психологическую составляющую. В Российской Федерации в 2014 году Министерство образования и науки ввело новую программу профессионального обучения водителей ТС. В этой программе предусмотрен отдельный предмет “Психофизиологические основы деятельности водителя” длительностью 12 академических часов. В рамках дисциплины водители изучают этические основы деятельности водителя, основы эффективного общения, профилактику конфликтов. Но тут сразу возникает проблема кадров. Все-таки нужен узконаправленный специалист, понимающий автомобильную специфику. Многие автошколы вообще закрывают глаза на эту дисциплину.

В некоторых европейских государствах при организациях, осуществляющих подготовку водителей, существуют курсы психологической адаптации, посещаемые кандидатами в водители факультативно. Но надо еще понимать уровень самоорганизации и социальной ответственности водителей в этих странах и у нас. Плюс количество профильных специалистов там в разы больше. Кардинально решить проблему в вопросах психологической подготовки будущих водителей ТС можно. Необходимо выстраивать систему непрерывного автообразования, занятия должны проводить дипломированные психологи, прошедшие курс переподготовки по соответствующей программе, все автошколы ответственно подходить к исполнению учебной программы”.

Мы искренне желаем быть вам сдержанными, адекватными и благоразумными. Не позволяйте себе “слетать с катушек” и помните – попытка наказать оппонента может не просто выйти вам (да-да, именно вам!) боком. Вы заплатите за победу непомерную цену. Так что держите себя в руках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]