Как выбрать антизапотеватель для стекол автомобиля
S3annik › Блог › Практические статьи: Что такое антизапотеватели для стекол и эффективны ли они?
Советы типа: «включите посильнее обогреватель или приоткройте окно» в этот момент не срабатывают. Пока обогреватель нагреет воздух в салоне, а ветровое и боковые стекла высохнут, вполне можно куда-нибудь не туда въехать (не дай Бог, конечно).
Во всем этом непотребстве виновата «точка росы». Все просто: воздух содержит воду в виде пара. И чем горячее воздух, тем больше воды в нем может содержаться — поэтому, например, в тропиках одежда не сохнет из-за высокой влажности, а в Якутии, наоборот, воздух зимой очень сухой.
И вот когда в автомобиле теплый воздух от печки сталкивается с холодным стеклом, то вода из воздуха выпадает на оное стекло мелкими каплями. Температура, при которой из воздуха начинает выпадать влага, и называется «точкой росы».
Стоит добавить, что любой пассажир с каждым выдохом повышает влажность в салоне. А алкоголь в его организме резко повышает содержание влаги в выдыхаемом воздухе. Что еще больше усугубляет печальную картину…
Первый путь – действительно включить печку и обдув стекол. Разница температур в месте контакта воздуха и стекла уменьшится, вдобавок поток теплого воздуха будет высушивать влагу на стекле быстрее, чем она образуется. Это действует, но в том случае, если мощность печки и вентилятора будет достаточной (а это бывает не всегда, особенно на российских автомобилях). Кроме того, для подсушивания стекол требуется много времени, а ехать надо прямо сейчас… Несколько усилить эффект можно, включив кондиционер (если он есть), который осушает воздух. Но это, опять же, долго.
Второй путь – открыть окно, чтобы температура воздуха внутри машины и снаружи совпала. Не вариант, особенно в дождь и зимой. Третий путь – что-то сделать со стеклом. Собственно, наш разговор как раз и пойдет об этом «третьем пути».
Самый простой, наглядный и незамысловатый способ избавиться от запотевания – помочь автомобильному обогревателю (он же – печка). По большому счету, в этом нуждаются все российские и советские автомобили. Пожалуй, за исключением старых ЗАЗовских: в «запорожцах» стояла бензиновая печка, мощности которой хватало с избытком (о комфорте не говорим).
Сегодня на рынке существует несколько моделей электрического антизапотевателя. В принципе, это обыкновенный фен, с помощью которого дамы укладывают прическу и после душа сушат зеркало в ванной (вместо того, чтобы его просто протереть).
Все эти антизапотеватели очень незначительно отличаются друг от друга как по размерам (этакая «коробочка» 20 х 15 х 10 см. естественно, плюс-минус несколько сантиметров), так и по техническим данным.
Основные рабочие характеристики – температура воздушного потока от 400 С до 450 С, максимальная скорость воздушного потока – от 0,35 м/с до 0,45 м/с. Мощность электродвигателя — от 100 до 200 Ватт. Необходимое время работы – в среднем 10 – 15 минут.
У более дорогих моделей для безопасности использован керамический нагреватель вместо металлического, также встроенная защита от перегрева и функция автоотключения.
Все они достаточно легко устанавливаются на кронштейнах или липкой ленте, питание от «прикуривателя» – 12 вольт. Отдельные модели могут питаться от источника 12-24 вольт. Некоторые имеют два режима: «горячий» и «холодный».
Например, относительно недорогой антизапотеватель Light Point Technology имеет металлический нагревательный элемент. А в более дорогом и «навороченном» Valad Electric Heating помимо защиты от перегрева керамического нагревателя, встроена еще и защита от высокого напряжения. Используется также бесщеточный мотор, что снижает уровень шума по сравнению даже с менее мощными аналогами и продлевает срок службы двигателя.
Перечислять модели таких электрических антизапотевателей, наверное, не имеет смысла – их слишком много, и сделаны они в одной и той же стране. Однако стоит заметить, что в некоторых случаях «девайс» этот полезен, а иногда и незаменим, особенно в российских машинах. Такие антизапотеватели недорогие, «долгоиграющие» и, в общем-то, надежные.
…Кстати, существует еще одна, экзотическая, разновидность электрических антизапотевателей – пассивные. Это параллельные токопроводящие нити, наклеиваемые на стекло внутри салона. Сегодня такие антизапотеватели — штатное оборудование: практически на всех автомобилях эти нити встраивают внутрь стекла еще на этапе его формовки. Кроме того, на ветровые стекла устанавливать пассивные антизапотеватели не рекомендуется: снижает видимость и концентрацию внимания водителя. Поэтому отдельно найти такую систему сложно, устанавливать муторно, да и производительность у нее невысокая. В общем, это «девайс» для специального транспорта, работающего в сложных условиях Севера…
Произведен китайской компанией GlassScience. Состав не указан.
По заверению производителей, тестовые испытания препарата проводились при -10°С снаружи автомобиля, влажности в салоне 94%, и температуре в салоне + 24°С. В течение нескольких часов стекла оставались прозрачными.
Аэрозоль Liqui Moly «Антизапотеватель»
Произведен известным немецким концерном Liqui Moly GmbH. Состав не указан.
Препарат не дает парам воды конденсироваться на стеклах, очищает от загрязнений и обладает длительным эффектом. Может использоваться на обычных стеклах, прозрачном пластике и забралах мотоциклетных шлемов. Отзывы: «Работает неровно, оставляя пятна тумана на некоторых участках».
Аэрозоль «ВЭЛВ Антизапотеватель»
Произведен ЗАО «СЗК «ВЭЛВ». Состав: спирты, сополимер ПВП/ВА, ароматизатор, углеводородный пропеллент.
Препарат предназначен для предотвращения запотевания внутри салонных стекол, при этом улучшает видимость и повышает безопасность движения. «Антизапотеватель» может использоваться для предотвращения запотевания витрин, оконных стекол и зеркал, обладает длительным эффектом.
Однако по анализу откликов можно сделать вывод, что работает он, так сказать, «не совсем эффективно».
Shell Shell Antifog
Флакон с помпой, изготовлен по заказу компании Shell
Состав: изопропанол, анионное ПАВ (менее 5%), ароматизатор
«Антизапотеватель» эффективно удаляет влагу со стеклянных поверхностей. Препятствует появлению испарений на окнах и зеркалах автомобиля. По отзывам, средство эффективное. И без резкого запаха.
Флакон с помпой от компании «Лаборатория триботехнологии» (Россия).
Состав: моющий компонент, влагосорбирующий полимер, изопропанол, вода, ароматизатор. «Антитуман» препятствует образованию капель на поверхности стекла. Продукт нейтрален к резине, пластикам, лакокрасочным и хромовым поверхностям. Отзывы – очень хорошие: препарат эффективен.
Флакон с помпой + салфетка «K&T Антизапотеватель»
ЗАО «Химпромпроект» по заказу ООО «Кожа и технологии».
Состав: полимеры, ПАВы, стабилизатор, изопропанол. По отзывам, после обработки им стекла процесс конденсации влаги на его поверхности не прекратился, а заметно усилился…
Флакон с помпой ООО «НПП «АСТРОХИМ» (Россия). Состав не указан.
Обладает моющим эффектом, одновременно удаляет конденсат со стекол внутри салона автомобиля. Формируемая им пленка препятствует дальнейшему запотеванию стекол. По отзывам, препарат способен эффективно устранять запотевание стекол.
Собственно, описание таких препаратов можно было продолжать очень долго – рынок предлагает множество вариантов, как российского производства, так и иностранного.
Во-первых, красивая (или некрасивая) упаковка, удобство (или неудобство использования) еще не гарантирует качество продукта.
Во-вторых, качество обработки, а значит и эффективность препарата, зависит от тщательности подготовки стекла. Если сказано в инструкции: «…на чистую сухую поверхность…», значит, надо ветровое стекло действительно тщательно вымыть и высушить. Желательно – спиртом: за счет высокой гидрофильности этиловый спирт уберет остатки влаги. Это важно, потому что молекулы ПАВов, имея сложную структуру, обладают как гидрофильными, так и гидрофобными свойствами. Проще говоря, важно, чтобы на поверхности, обращенной в салон, оказалась гидрофильная «сторона» — которая преобразует мелкие капли в тонкую пленку воды.
В-третьих, антизапотеватель стоит выбирать не по бренду, стране производства или цене – а подбирать тот, который лучше всего работает именно на вашей машине. А отклики о том или ином препарате, которые можно прочитать в Интернете – это всего лишь мнение одного человека по конкретному антизапотевателю на конкретном автомобиле. Вполне возможно, что именно у вас препарат будет работать отлично.
В общем, как говорил Петр I: «Не держаться Устава, яко слепой стены, ибо в нем порядки писаны, а времен и случаев нет»…
И в-четвертых. Вода на ветровом стекле снаружи и внутри салона – это два разных случая. Потому не стоит искать «универсальный» препарат. Снаружи для стекла необходимо гидрофобное покрытие, которое заставляет воду скатываться каплями с поверхности. А внутри салона – наоборот, гидрофильное, которое помогает образовать тонкую пленку воды, которая не искажает световой поток.
Выбираем антизапотеватель для автомобильных стекол
Осенью, зимой и весной температура в салоне автомобиля выше, чем на улице. Это приводит к образованию конденсата, и все стекла, в том числе лобовое, запотевают изнутри. В такой ситуации невозможно безопасно управлять транспортным средством, так как значительно снижается видимость. Можно протирать стекло сухой тряпкой, но это очень неудобно и дает результат только на короткое время. Поэтому многие водители предпочитают использовать антизапотеватель стекол — специальное средство, которое наносится на чистую поверхность и не дает конденсату оседать.
Современный рынок предлагает большой выбор таких средств, и из-за этого сложно выбрать действительно хорошее. Расскажем, какие антизапотеватели автомобильных стекол имеют положительные отзывы и сравним продукцию известных производителей.
Как работает антизапотеватель
Некоторые автолюбители считают, что пользоваться специальным средством не нужно: для удаления конденсата достаточно включить печь или открыть окно. Но держать окно открытым в мороз не получится: салон замерзнет, а конденсат вообще может кристаллизоваться.
Что касается автомобильной печи, то она может снизить количество конденсата. Но если влажность в салоне повысится (например, после парковки в сыром месте), печь только усугубит ситуацию. Современные кондиционеры чуть лучше справляются с этой проблемой, но они есть далеко не в каждой машине.
Автомобильные антизапотеватели не дают каплям воды скапливаться в одном месте: они равномерно растекаются по поверхности и не мешают обзору. Большинство веществ действуют следующим образом: молекулы антизапотевателя растворяются в воде и меняют ее структуру, в результате чего капли не оседают, а стекают. Некоторые производители предлагают средства, которые просто отталкивают воду.
Преимущества антизапотевателя
- ♦ Стекло долго остается чистым и прозрачным (без разводов).
- ♦ Капли не собираются даже при высокой влажности и значительной разнице температур в салоне и на улице.
- ♦ Антизапотеватель препятствует образованию статического электричества.
- ♦ Вещество безопасно для пластиковых и резиновых элементов салона.
- ♦ Нет неприятного химического запаха.
- ♦ Средство можно использовать на всех видах тонировки.
Некоторые стали применять антизапотеватель автомобильных стекол в быту: им обрабатывают окна и другие поверхности, которые надолго сохраняют чистоту и блеск.
Как наносить антизапотеватель
В зависимости от производителя, вещество может быть в виде жидкости или пены. Также существуют антизапотеватель-спрей. Необходимо наносить антизапотеватель с помощью тряпки на сухую и обязательно чистую поверхность. Если не протереть стекло предварительно, эффект будет плачевный: стекло станет мутным и грязным, а в темное время видимость очень сильно снизится.
Важно, чтобы во время нанесения автомобиль проветривался. Можно использовать вещество поверх полиролей и других жидких средств.
Как выбрать антизапотеватель: тесты и опыт
Перед тем как выбрать средство, лучше всего ознакомиться с отзывами в интернете и рекомендациями от производителей: они рассказывают о проведенных испытаниях и наиболее благоприятных условиях использования.
Но в конечном итоге только личный опыт поможет выбрать лучший антизапотеватель для вашего автомобиля. Чтобы вам было проще сделать выбор, предлагаем ознакомиться с результатами тестирования продукции разных производителей. Главный критерий, который лег в основу рейтинга, — процент снижения уровня освещенности при использовании средства.
1 место. Антизапотеватели Sonax
Средняя цена на российском рынке — 300 руб. за флакон 300 мл.
Это немецкое средство, которое минимально снижает освещенность (всего на 7-9 %), и практически не искажает восприятие во время тумана. К его преимуществам также относится длительный срок хранения (до 5 лет) и большой объем флакона. А главный минус — высокая стоимость в сравнении с аналогами.
2 место. CarPlan
Средняя цена — 300 руб. за 250 мл.
Этот британский антизапотеватель демонстрирует снижение уровня освещенности на 7-9 %, однако, в отличие от Sonax, он имеет более высокую цену. Средство прекрасно справляется с туманом.
Главный недостаток: риск протекания из-за отсутствия блокировки.
3 место. Sintec
Средняя цена — 110 руб. за флакон 210 мл.
Российское средство демонстрирует прекрасный результат за вполне приемлемую цену: он снижает освещенность всего на 10-13 % и хорошо нейтрализует туман на стеклах. Один из лучших вариантов по соотношению цены и качества.
4 место. ABRO
Средняя стоимость — 200 руб. за 103 мл.
Этот антизапотеватель американского производства демонстрирует следующие характеристики:
- ♦ Снижает освещенность на 10-13 %.
- ♦ Хорошо нейтрализует туман.
- ♦ Имеет удобный дозатор.
Показатель освещенности при использовании средства такой же, как у антизапотевателя Sintec, однако ABRO стоит значительно дороже.
5 место. Eltrans
Средняя цена — 100 руб. за флакон 210 мл.
Отечественный антизапотеватель, который немного хуже справляется с освещенностью: после нанесения уровень снижается на 19–23 %, а после выпадения конденсата видимость снижается значительно. Он также плохо нейтрализует туман.
6 место. ВЭЛВ
Средняя цена — 120 руб. за 210 мл.
Еще один продукт российского производства, который стоит чуть дороже антизапотевателя Eltrans, при этом на таком же уровне справляется с туманом и снижает освещенность на 19-23 %. После появления конденсата еще более заметно падает освещенность.
7 место. Антизапотеватель GRASS «ANTIFOG»
Средняя стоимость — 200 руб. за 250 мл.
Популярное российское средство, которое продается в удобном флаконе с разбрызгивателем. Его достоинства:
- ♦ Долговременный эффект.
- ♦ Защита от протекания в виде блокировки ручки.
- ♦ Незначительное снижение освещенности.
Главным недостатком антизапотевателя Грасс является небольшой объем флакона: на эту проблему жалуются многие покупатели, и она касается почти всех подобных средств.
Советы по выбору антизапотевателя для авто
Если вы решите поэкспериментировать со средствами менее известных марок, вам стоит учесть несколько фактов о составе:
Многие дополнительные вещества, которые нацелены на продление срока действия антизапотевателя, приводят к тому, что на поверхности стекла появляются мутные участки. Например, таким эффектом сопровождается использования аэрозоля Liqui Moly.
Многие российские средства на основе пропеллента или сополимера, обладают очень коротким сроком действия — около двух часов.
Очень хорошо показывают себя антизапотеватели на основе изопропанола.
Общая рекомендация: поскольку антизапотеватель стекол автомобилей стоит в пределах 300 руб., лучше не выбирать слишком дешевые средства — скорее всего, они окажутся значительно хуже топовых. Качественные российские антизапотеватели чуть слабее справляются с сохранением освещенности и нейтрализацией тумана, но в целом демонстрируют хороший эффект и стоят дешевле зарубежных аналогов.
Что такое антизапотеватели для стекол и эффективны ли они?
Советы типа: «включите посильнее обогреватель или приоткройте окно» в этот момент не срабатывают. Пока обогреватель нагреет воздух в салоне, а ветровое и боковые стекла высохнут, вполне можно куда-нибудь не туда въехать (не дай Бог, конечно).
Немного теории
Во всем этом непотребстве виновата «точка росы». Все просто: воздух содержит воду в виде пара. И чем горячее воздух, тем больше воды в нем может содержаться — поэтому, например, в тропиках одежда не сохнет из-за высокой влажности, а в Якутии, наоборот, воздух зимой очень сухой.
И вот когда в автомобиле теплый воздух от печки сталкивается с холодным стеклом, то вода из воздуха выпадает на оное стекло мелкими каплями. Температура, при которой из воздуха начинает выпадать влага, и называется «точкой росы».
Строго говоря, есть несколько параметров, которые влияют на «точки росы»: относительная влажность воздуха, атмосферное давление. Есть довольно заковыристая формула, по которой эту самую «точку» вычисляют. Однако изучение физики этого процесса – не наша тема.
Стоит добавить, что любой пассажир с каждым выдохом повышает влажность в салоне. А алкоголь в его организме резко повышает содержание влаги в выдыхаемом воздухе. Что еще больше усугубляет печальную картину…
Что делать?
Первый путь – действительно включить печку и обдув стекол. Разница температур в месте контакта воздуха и стекла уменьшится, вдобавок поток теплого воздуха будет высушивать влагу на стекле быстрее, чем она образуется. Это действует, но в том случае, если мощность печки и вентилятора будет достаточной (а это бывает не всегда, особенно на российских автомобилях). Кроме того, для подсушивания стекол требуется много времени, а ехать надо прямо сейчас… Несколько усилить эффект можно, включив кондиционер (если он есть), который осушает воздух. Но это, опять же, долго.
Второй путь – открыть окно, чтобы температура воздуха внутри машины и снаружи совпала. Не вариант, особенно в дождь и зимой. Третий путь – что-то сделать со стеклом. Собственно, наш разговор как раз и пойдет об этом «третьем пути».
Что делаем? Обдуваем…
Самый простой, наглядный и незамысловатый способ избавиться от запотевания – помочь автомобильному обогревателю (он же – печка). По большому счету, в этом нуждаются все российские и советские автомобили. Пожалуй, за исключением старых ЗАЗовских: в «запорожцах» стояла бензиновая печка, мощности которой хватало с избытком (о комфорте не говорим).
Сегодня на рынке существует несколько моделей электрического антизапотевателя. В принципе, это обыкновенный фен, с помощью которого дамы укладывают прическу и после душа сушат зеркало в ванной (вместо того, чтобы его просто протереть).
Все эти антизапотеватели очень незначительно отличаются друг от друга как по размерам (этакая «коробочка» 20 х 15 х 10 см. естественно, плюс-минус несколько сантиметров), так и по техническим данным.
Основные рабочие характеристики – температура воздушного потока от 400 С до 450 С, максимальная скорость воздушного потока – от 0,35 м/с до 0,45 м/с. Мощность электродвигателя — от 100 до 200 Ватт. Необходимое время работы – в среднем 10 – 15 минут.
У более дорогих моделей для безопасности использован керамический нагреватель вместо металлического, также встроенная защита от перегрева и функция автоотключения.
Все они достаточно легко устанавливаются на кронштейнах или липкой ленте, питание от «прикуривателя» – 12 вольт. Отдельные модели могут питаться от источника 12-24 вольт. Некоторые имеют два режима: «горячий» и «холодный».
Например, относительно недорогой антизапотеватель Light Point Technology имеет металлический нагревательный элемент. А в более дорогом и «навороченном» Valad Electric Heating помимо защиты от перегрева керамического нагревателя, встроена еще и защита от высокого напряжения. Используется также бесщеточный мотор, что снижает уровень шума по сравнению даже с менее мощными аналогами и продлевает срок службы двигателя.
Перечислять модели таких электрических антизапотевателей, наверное, не имеет смысла – их слишком много, и сделаны они в одной и той же стране. Однако стоит заметить, что в некоторых случаях «девайс» этот полезен, а иногда и незаменим, особенно в российских машинах. Такие антизапотеватели недорогие, «долгоиграющие» и, в общем-то, надежные.
…Кстати, существует еще одна, экзотическая, разновидность электрических антизапотевателей – пассивные. Это параллельные токопроводящие нити, наклеиваемые на стекло внутри салона. Сегодня такие антизапотеватели — штатное оборудование: практически на всех автомобилях эти нити встраивают внутрь стекла еще на этапе его формовки. Кроме того, на ветровые стекла устанавливать пассивные антизапотеватели не рекомендуется: снижает видимость и концентрацию внимания водителя. Поэтому отдельно найти такую систему сложно, устанавливать муторно, да и производительность у нее невысокая. В общем, это «девайс» для специального транспорта, работающего в сложных условиях Севера…
Как выбрать лучший антизапотеватель для автомобильных стекол
Конденсат на стеклах в автомобиле приводит к ухудшению видимости и созданию аварийных ситуаций. Если потеют стекла в авто, то внутри салона необходимо использовать антизапотеватель. Чем протирать лобовое стекло изнутри, чтобы оно не запотевало, как убрать капли влаги и что за причины запотевания бывают, читайте в обзоре.
Почему потеют окна в машине
Потеет лобовое стекло по причине образования конденсата (слоя из капель влаги). Он появляется в холодное время года из-за разницы температур в салоне и на улице. Во время дождей стекла тоже запотевают, причина – высокая влажность внутри автомобиля. Зонты, влажная верхняя одежда, обивка сидений просушиваются стационарной печкой и начинают отдавать лишнюю влагу в салон.
Что делать с мутным лобовым стеклом
Чтобы убрать запотевание лобового окна, минимизируют уровень влажности в салоне. Для этого:
- Регулярно проветривают, просушивают салон, восстанавливают нормальную циркуляцию воздушных масс. Все это нужно проводить в сезон дождей.
- Вовремя просушивают резиновые коврики.
- Стряхивают с обуви воду и снег при посадке в автомобиль.
- Сметают с решетки капота снег (если не делать это, работающая печка растопит его).
- Следят за чистотой, исправностью воздушных фильтров, кондиционера, печки.
Быстро решает проблему запотевания обработка оконных проемов мощной струей воздуха. Нужно одновременно включить режим забора снаружи и печку в салоне.
На лобовое стекло можно нанести средство, которое предотвратит запотевание. Используют специальную автохимию или народные рецепты.
Пена для бритья
Это эффективное и доступное по цене средство от запотевания стекол. Соответствующий эффект оказывает глицерин – он создает тонкую защитную пленку, препятствующую конденсации влаги.
Использовать пену для бритья против запотевания стекол просто. Немного средства наносят на сухую салфетку, растирают по стеклам до образования разводов. Потом с применением бумажных полотенец стеклянные поверхности зачищают до прозрачного состояния. Срок работы антизапотевателя – 2 недели.
Лимон
Кислотный фрукт – следующее средство, чем обработать (натереть) стекло от запотевания. В нем содержится средство, создающее защитную пленку. Мелкие частицы воды после такой обработки будут собираться, скатываться вниз. Лимон для использования в качестве антизапотевателя разрезают на 2 части, затем используют для натирания окон. После обработки стекла очищают безворсовой сухой салфеткой.
Лимон можно заменить кислотой, разведенной в воде.
Самый простой антизапотеватель автомобильных стекол, который всегда можно сделать своими руками. Способов ее использования 2:
- Поместить пару столовых ложек соли в тряпку или мешок из холщовой ткани, протереть стекла. Метод эффективен от изморози, помутнений. Использовать его постоянно нельзя, поскольку соленая вода в небольших количествах будет затекать под обшивку, переднюю панель, вызывать коррозию.
- Подготовить саше с солью, развесить их в салоне, разложить на приборной панели около лобового стекла. Соль отлично впитывает влагу, безвредна. Можно добавить несколько капель эфирных масел.
Второй вариант более безопасный, но он не так эффективен, как первый.
Газета
Следующее, чем протирать лобовое стекло изнутри, – обычная газета. Грубые типографские листы впитывают влагу, мутных разводов, пятен не оставляют. В краске, используемой для печати, есть химические вещества, которые содержат промышленные антизапотеватели.
Другой вариант – разложить старые газеты на передней панели, сидениях сзади, по салону. Это ускорит удаление лишней влаги из салона.
Антизапотеватели
Специальные промышленные антизапотеватели удобны в работе, эффективны, надежно защищают стекла от образования конденсата. Принцип действия заключается в изменении поверхностного натяжения на обрабатываемой поверхности.
После нанесения, просыхания растворов на стекле образуется тонкая пленка. По ней конденсат начнет стекать крупными каплями либо будет оседать тонким слоем, не искажающим обзор.
Формы выпуска автохимии:
Наносят средства на вымытые, тщательно высушенные окна. Салон предварительно проветривают. Людей во время обработки в машине быть не должно.
Дешевые растворы плохо справляются с поставленными задачами, поэтому экономить на этом не стоит. Иногда химия низкого качества создает жирную мутную пленку. Своими руками антизапотеватели делают из глицерина и спирта в соотношении 1:10. Полученным раствором натирают чистые окна, дают им просохнуть.