Как правильно ездить по ужасным дорогам
Как ездить по плохим дорогам с минимальным ущербом для авто
В нашей стране весной вместе со снегом традиционно сходит и асфальт: каждый год с марта по июнь ездить по городу опасно, ведь можно и ходовую часть автомобиля повредить, и в аварию попасть.
Преодолевая очередную неровность водители практически всегда задают себе вопрос, на какой скорости это лучше всего делать. С одной стороны, если чуть надавить на газ, авто меньше трясет, а в салон передается не так много неприятных звуков — поэтому водители-новички обычно предпочитают «пролетать» ямки. А вот опытные водители всегда снижают скорость на плохом участке дороги, вплоть до того, что даже внешне небольшую ямку «переползают» на скорости 3—5 км/час. Кто прав?
Работа подвески авто основана на превращении удара при наезде колеса на неровность дороги в перемещение упругого элемента подвески (амортизатора, сайлентблоков). Из школьного курса физики мы знаем, что сила удара зависит от массы, размеров и скорости. То есть чем ниже скорость авто и меньше глубина ямы, тем ниже будет нагрузка на ходовую часть автомобиля и наоборот. Элементы подвески рассчитаны лишь на определенную нагрузку (например, на проезд неровности вроде «лежачего полицейского» на скорости до 30 км/час), и если ее превысить, удар передается на кузов (при этом слышен глухой металлический стук), что приводит к повреждению силовых элементов его конструкции. Чем чаще происходит нагрузка на ходовую часть и чем выше скорость при этом, тем быстрее происходит износ резино-технических деталей. Поэтому спешить на неровных дорогах не стоит.
Неровность. Нужно преодолевать на минимальной скорости.
Даже если вы считаете себя очень хорошим водителем и рассчитываете, что в случае появления ямы успеете затормозить или объехать ее (уверенности добавляет то, что на авто стоят отличные тормоза и все современные системы безопасности), на плохой дороге лучше не разгоняться быстрее 40 км/час. Дело в том, что на резкий удар по тормозам (например, если вы заметили яму слишком поздно либо просто дорога плохо освещена) может поздно среагировать водитель машины, которая двигается вслед за вашей. Правила разрешают резко тормозить лишь в том случае, если без этого нет возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие, но дорожная неровность — явно не тот случай. Также важно знать, что если авто оборудовано антиблокировочной системой тормозов (АБС), то резкое торможение на яме может сыграть с водителем злую шутку: колесо блокируется в воздухе, срабатывает АБС (принудительно отключает тормоза), и в итоге автомобиль становится неконтролируемым.
Как пролететь над ямой
Если вы видите, что безопасно объехать яму не получится (слева и справа есть препятствия или едут другие авто), а сзади вас нет других машин, над «кратером» можно попробовать в прямом смысле этого слова пролететь. Для этого бывалые водители используют нехитрый прием. Перед самой ямой нужно резко нажать на педаль тормоза, чтобы авто максимально замедлилось (при этом упругие элементы передней подвески сжимаются), а после этого отпустить тормоз и проехать яму на минимальной скорости накатом (упругие элементы ходовой после прекращения торможения разжимаются и как бы «подбрасывают» переднюю часть авто вверх). В результате такого приема колесо проезжает по яме с минимальным давлением и на подвеску не передаются сильные удары. Мало того, что это бережет ходовую часть авто, так еще и снижается риск пробить колесо и повредить диск из-за столкновения с острыми краями глубокой ямы, а менять грязные колеса посреди дороги — не самое приятное занятие.
Добавим, что крайне важно весной не заезжать в глубокие лужи — под любой из них может прятаться очень глубокая яма (вода скапливается ведь не просто так, а в неровностях). То же касается и канализационных люков, крепления которых за зиму прогнивают, и они попросту переворачиваются.
Колея на асфальте
Кроме ям, водителям часто встречается и такой опасный для управляемости авто вид деформации дорожного покрытия, как колейка — след от колес проезжавших перегруженных грузовиков. Главная проблема в том, что при движении по такому участку дороги появляется так называемое рысканье — частые удары боковины колеса о борта неровности меняют траекторию движения машины, что может привести к потере управляемости. Особенно велик риск после дождя, когда в колее скапливается вода и появляется эффект аквапланирования (авто теряет сцепление с дорогой). Кроме того, может появиться продольная раскачка, вызывающая занос и переворачивание автомобиля. Чтобы избежать проблем при движении по колейке, нужно снизить скорость и избегать любых резких движений рулем до тех пор, пока не попадете на ровный участок. Отметим, что риск потери управляемости особенно велик при попытке совершить обгон, когда из колейки нужно выехать на высокой скорости, а затем точно также вернуться в нее (после обгона). От этого маневра лучше отказаться, либо же при его выполнении нужно быть готовым к контраварийным действиям в случае заноса: руль нужно держать двумя руками, в случае заноса вращать его в сторону, противоположную заносу до восстановления траектории, а затем нажать на педаль газа.
Иногда на пути появляются ямы с критической глубиной (есть риск, что колесо провалится и будет повреждено днище или бампер), а возможности объехать яму нет, как и «пролететь» над ней. В этом случае для избежания сильного удара по подвеске можно применить прием под условным названием «боковая разгрузка». Используется уже описанный выше эффект нагрузки передней оси (удар по тормозам для того, чтобы сжались элементы передней подвески). Если совместить такое торможение с поворотом, то авто благодаря центробежной силе кренится набок, причем больше нагружается та сторона автомобиля, которая движется по внутренней его части.
На практике перед выбоиной опытные водители имитируют вхождение в поворот, резко поворачивая руль так, чтобы колесо, попадающее в яму, оказалось на внешней (разгруженной) стороне дуги. А затем возвращают руль назад, выравнивая курс. Передний стабилизатор поперечной устойчивости при этом работает как торсион (пружина в виде вала, работающего на кручение) и дополнительно приподнимает переднее колесо, которому угрожает сильный удар. Но отметим, что этот прием нельзя использовать во время преодоления бугров, камней, кочек, иначе удар разгруженного колеса может легко привести к опрокидыванию транспортного средства. Кроме того, есть риск заноса в случае малейшей ошибки.
Нашли ошибку в тексте?
Сообщите нам! +
Как правильно ездить по плохим дорогам: Полет над ямой
Ежегодно после таяния снега на наших дорогах появляются ямы. Пока дорожные службы латают их, мы расскажем, как преодолеть такие препятствия.
Ежегодно после таяния снега на наших дорогах появляются ямы. Пока дорожные службы латают их, мы расскажем, как преодолеть такие препятствия.
Основная беда украинских дорог – ямы и возвышенности (наплывы), к которым относятся и «лежачие полицейские». При попадании колесом, а то и двумя–четырьмя на подобные неровности страдает ходовая и увеличивается риск ДТП. Кстати, повреждения резины и диска в таких случаях квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия. Поэтому желательно научиться выходить из «неровных» дорожных ситуаций с наименьшими потерями.
Проезжаем неровности
Действенным способом безопасного проезда неровностей является так называемый полет над препятствием. Им пользуются спортсмены-раллисты при проезде внедорожных участков на большой скорости. Основная задача – проехать так, чтобы колеса в проблемном месте лишь слегка коснулись асфальта либо были максимально освобождены от массы авто. Оба метода работают по одному принципу – загрузить-разгрузить необходимую часть автомобиля, активируя силы инерции. Достичь этого можно, работая педалями газа и тормоза и/или рулем. Например, если во время движения резко нажать на педаль тормоза, то машина «клюнет», то есть передние пружины сожмутся, а задние, соответственно, разгрузятся. При сильной подаче газа произойдет обратное – автомобиль присядет, то есть «распустит» передние амортизаторы. При резком повороте руля, например, влево машина загрузит правую сторону.
Используя перечисленные приемы, вы сможете проезжать дорожные неровности с минимальным ущербом. О том, как это делать, читайте в «советах специалистов».
Для объезда неглубоких ям или невысоких наплывов нет смысла сильно разгружать ту или иную сторону автомобиля. Здесь работает принцип – чем препятствие опаснее, тем больше разгружаем соответствующие колеса или оси. Но в любом случае для результативного применения описанных приемов нужно постоянно тренироваться. А препятствий на отечественных дорогах предостаточно.
Способ 1. На больших скоростях
За несколько метров до ямы (в зависимости от скорости) резко жмем на педаль тормоза, загружая переднюю подвеску.
Перед самой ямой педаль тормоза отпускаем, что позволяет снизить ударные нагрузки на переднюю подвеску и автомобиль.
Способ 2. На малых скоростях
Перед ямой резко добавляем газ – нос машины поднимается.
Передняя часть авто проезжает неровность с наименьшей загрузкой оси.
Пролетев над ямой, автомобиль нагружает передние амортизаторы, тем самым разгружая задние перед препятствием.
Способ 3.
Машина правым колесом едет на яму. Первое движение – рулем в левую сторону (контрсмещение), затем направляем авто правым колесом в сторону ямы. Колесо в разгруженном состоянии проезжает неровность.
Что говорят ПДД
В Правилах дорожного движения ухабы обозначены как препятствия. Здесь мы нашли несколько пунктов, которыми должен руководствоваться водитель при вынужденных маневрах (10.1, 11.4, 11.11, 12.3, 13.3). Так, ямы и возвышенности нельзя объезжать по встречной полосе, если автомобилист двигается по дороге с двухсторонним движением, которая имеет, по меньшей мере, две полосы для движения в одном направлении. Однако при появлении на горизонте препятствия водитель должен немедленно принять меры для уменьшения скорости – вплоть до полной остановки транспортного средства или объезда препятствия, которая будет безопасна для других участников движения.
Так делать нельзя
При проезде неровности нельзя давить на тормоз – усиливается нагрузка на переднюю подвеску авто. Непосредственно перед препятствием тормоз нужно отпустить.
Виталий Пристинский Директор школы контр-аварийного вождения «Карбон» |
Препятствия на дорогах нужно проезжать уверенно и умело. Так, если яма находится на траектории движения правого колеса, то его необходимо разгрузить, т. е. выполнить ряд действий рулем. Сначала нужно на несколько сантиметров сместить автомобиль влево и тут же вернуть его обратно. Таким образом, сначала правое колесо загружается, а затем, при возврате авто, оно разгружается. В таком состоянии колесо и «перелетает» через яму с небольшим ударом. Следует помнить, что подобные действия будут безопасными только при отсутствии соседей по потоку. Иногда яма бывает настолько огромной, что в нее попадают все колеса – сначала передние, затем задние. В таких случаях автомобилисту нужно сначала максимально сжать передние амортизаторы путем нажатия или короткого удара по педали тормоза. Тогда после «клевка» авто произойдет обратный процесс – амортизаторы «раскроются», и автомобиль переедет яму с наименьшей нагрузкой на переднюю ось. Еще можно заставить машину совершить прыжок через препятствие – для этого требуется перед самой ямой или наплывом на мгновенье нажать на педаль газа. В этом случае передняя ось налегке переедет через препятствие за счет загрузки задних амортизаторов. Замечу, что поворот руля и степень нажатия на тормоз должны соответствовать скорости движения автомобиля. Так, при больших скоростях движения рулем должны быть минимальными – 1-2 см, иначе машина может перевернуться. Чем скорость ниже, тем на больший угол поворачиваем руль.
Александр Попов Серебряный призер Украины по ралли-рейдам 2010 года |
Проезд неровностей требует от водителя концентрации, кроме того, он должен иметь представление о поведении автомобиля и его подвески в том или ином случае. Например, на соревнованиях по ралли-рейдам, когда на большой скорости проходишь разбитый участок, приходится выставлять машину таким образом, чтобы она парила над кочками. Всего этого можно достичь, работая рулем и педалями. Если в этот момент посмотреть на автомобиль сзади, то создастся впечатление, будто он проносится по верхушкам кочек, а не скачет с одной на другую. Точно так же можно проезжать городские неровности – не обязательно сбавлять скорость, достаточно четко понимать поведение своего авто в конкретном случае при конкретном маневре. Тренируйтесь!
Советы от «Автоцентра»
При возникновении препятствия мы бы советовали как можно быстрее сбросить скорость. Подъехать, оценить глубину и высоту колдобины, а уж потом предпринимать маневры, описанные специалистами. Повышенное внимание к ямам должны уделять автомобилисты, чьи машины «обуты» в низкопрофильные шины. Такие покрышки легко повреждаются о края ям. Низкое давление в колесах также повышает риск их повреждения. Помните, что повреждение шин является дорожно-транспортным происшествием. Вызов ГАИ и получение справки о ДТП, конечно, будет неоспоримым доказательством в суде против дорожных служб. Но в таком случае автомобилист лишится водительских прав до вынесения судебного вердикта.
Иван Терентьев
Фото Андрея Яцуляка
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
5 правил езды по плохой дороге или как не убить подвеску
Отечественные дороги скрывают очень много неприятных сюрпризов. На разбитых дорогах с ямами, ухабами, отсутствием дорожного покрытия очень легко повредить ходовую часть автомобиля.
Срок службы амортизаторов, шаровых опор, стабилизаторов, пружин, шарниров значительно снижается при агрессивной езде в таких условиях.
С другой стороны, если научиться управлять авто, придерживаясь определенных правил, то можно свести риск его повреждений к минимуму.
Скорость
Манера езды разных водителей может сильно отличаться. Одни из них притормаживают при появлении малейших препятствий, другие, наоборот, стараются преодолевать неровности дороги на высокой скорости. Элементы подвески частично сглаживают удары, уменьшают тряску при движении. Поэтому в некоторых случаях дискомфорт значительно уменьшается.
Но рассчитана конструкция на конкретную нагрузку. Ее превышение приводит к резким ощутимым для водителя и пассажиров ударам. При этом узлы и детали подвески изнашиваются быстрыми темпами.
Сила ударов и тряски напрямую определяется размером препятствия, массой транспортного средства и скоростью. Из этих факторов только скорость находится под контролем водителя.
Двигаясь по разбитой дороге со скоростью 40-50 км/час, можно вовремя заметить препятствие и избежать столкновения, объехав его или притормозив. Кроме того, следующий сзади автомобиль также получает возможность для безопасного маневра.
Следует учитывать, что автомобиль с АБС при резком торможении во время попадания в яму может потерять управляемость. При этом такое действие само по себе является нарушением ПДД.
Преодоление препятствий
Снизить вероятность повреждения колес и подвески при наезде на поперечное препятствие поможет специальная техника динамической разгрузки. Ее смысл заключается в том, чтобы снизить нагрузку на переднюю ось:
- Непосредственно перед ямой или препятствием нужно отпустить педаль тормоза, резко нажать на газ.
- После преодоления препятствия передними колесами нужно немедленно отпустить педаль акселератора и надавить на тормоз. Таким способом достигается разгрузка задней оси.
- При езде на небольшой скорости непосредственно перед препятствием нужно резко затормозить и сразу же отпустить тормоза.
Благодаря такому методу, машина благополучно проезжает препятствие. Если есть возможность преодолеть «лежачего полицейского» немного сбоку так, чтобы колеса переезжали его по очереди, то нужно придерживаться такой тактики. Толчок снизу в этом случае будет заметно ниже.
Шины и давление
Низкопрофильные шины предназначаются для скоростной езды. На хорошей дороге они обеспечивают отличное сцепление с дорожным покрытием, повышают устойчивость и управляемость автомобиля.
В российских реалиях такие колеса не оправдывают никаких надежд, поскольку они не могут смягчать удары во время езды по разбитой дороге. Как результат, больше всего страдают элементы подвески.
Среди некоторых автомобилистов существует мнение о том, что по бездорожью легче передвигаться на слегка приспущенных шинах. Действительно, это немного снижает нагрузку на ходовую часть авто. С другой стороны, покрышки будут сильнее изнашиваться, а управляемость авто снизится.
Метод боковой разгрузки
Данный способ связан с определенными сложностями, поэтому требует определенных навыков и умений. На загруженной дороге прибегать к нему не рекомендуется, поскольку в такой ситуации возникает существенный риск для пешеходов, других участников дорожного движения.
Его суть состоит в перераспределении нагрузки на ту сторону автомобиля, с которой находится выбоина или яма. При движении нужно резко повернуть рулевое колесо в сторону препятствия, а затем быстро вернуть его в исходное положение.
Такой маневр имитирует вхождение в поворот, разгружается сторона препятствия. Следует учитывать, что эти действия нередко приводят к заносам, потере управляемости, а иногда и к опрокидыванию транспортного средства.
Перегруз
Частые поездки на перегруженном автомобиле серьезно отражается на его ходовой части. Особенно страдают амортизаторы. Усугубляет ситуацию агрессивная манера езды. Кроме того, сильно ухудшается комфортность передвижения.
Таким образом, при управлении автомобилем на дороге с плохим покрытием лучше проявлять особое внимание, осторожность. Взяв за основу перечисленные выше рекомендации, можно значительно сократить риски повреждения подвески.
Как безопасно передвигаться на автомобиле по дорогам с плохим покрытием
Совсем недавно нам приходилось слышать искренние обещания представителей власти в кратчайшие сроки отремонтировать дороги, но на смену этим обещаниям пришло время размышлений над тем, как же отремонтировать эти транспортные магистрали страны. А езда по разбитым дорогам продолжается к великой радости владельцев станций техобслуживания, у которых настало время снимать богатый урожай доходов.
Такие дороги в России не редкость
Ездить по плохим дорогам – рисковое дело
Правда, справедливости ради, следует отметить, что каждой весной для отечественных СТО работы прибавляются и без доходов они не остаются, им приносит много забот сезонная замена автолюбителями зимних шин на летние. Но прошедшая снежная зима с резкими перепадами температуры во многих местах катастрофически испортила асфальт – повсеместно возникли рытвины и ухабы. Ездить по разбитым дорогам сегодня стало опасно, в ловушки этих ям и ухабов влетают на своих машинах водители, подвергая деформации колеса и создавая условия к выходу из строя ходовой. В результате, уже с начала марта к станциям техобслуживания не иссякает очередь жаждущих получить срочную помощь.
А вы уже научились ездить по таким дорогам?
Езда по разбитым дорогам несет в себе опасность.
Практически ежегодно с марта по июнь ездить по разбитым дорогам городов и населенных пунктов, становится рискованным, так как можно повредить ходовую часть автомобиля и либо попасть в ДТП. В прошедшем году, в процессе подготовки к Евро-2012, по заявлению властей на Украине в ремонт дорог были вложены колоссальные средства, но, как и в прежде, асфальт усеян дырами. Вместе со снегом с наших дорог сошел и асфальт, и разбитые дороги России и Украины тому подтверждение. Поэтому водителям нужно с особым вниманием передвигаться по дороге, чтобы не оказаться в очередной яме.
Сложная дорожная ситуация
Техника езды по ямам
Снижайте скорость при необходимости
Пока дороги не будут приведены в порядок, нужно соблюдать осторожность. Особенно это важно в том случае, когда авто в своем арсенале имеет антиблокировочную систему тормозов (АБС). Складывается такая ситуация, когда колеса, сработавшей системой АБС, на ямах блокируются в воздухе, и тормозной путь увеличивается до двух раз. Таким образом, попасть в яму (либо на другом дорожном изъяне) при приличной скорости чревато очень серьезной аварией.
Отличная альтернатива легковушкам. Такой «аппарат» проедет по любой дороге
Техника езды по ямам не миф, она существует, и российские автолюбители давным-давно ее освоили.
Поэтому, как только вы увидите выбоины на дороге, снижайте скорость до минимума и безопасно объезжайте препятствие. Если же объехать не возможно в случае, когда яма оказывается слишком широкой, перед ней резко нажмите на тормозную педаль, это максимально замедлит движение автомобиля, одновременно упругим элементам передней подвески придется сжаться. После этого, подъехав непосредственно к яме, необходимо отпустить педаль тормоза и вы проедете яму с минимальной скоростью накатом.
Объезжайте и скорость снижайте! А если вы иностранец – рисуйте карту проезда
Старайтесь обезопасить себя от ям на дорогах и чрезвычайных ситуаций.
Когда будет выполняться такой прием, пружины (либо подушки и рессоры) в результате прекращения торможения передняя часть автомобиля будет подброшено вверх, и колесо проедет через яму с минимальным давлением сверху. Этот прием предохраняет от удара переднюю подвеску и сохраняет от повреждения шину и диск об кромку глубокой ямы.
Объезжайте ямы
Но все же целесообразнее дорожные препятствия объезжать, этим вы избежите интенсивного торможения, и не подвергнется перегрузке подвеска. Но это можно делать только в том случае, если на соседней полосе движения никого нет. При совершении объезда в сторону обочины, следует убедиться, что там нет пешеходов.
Если в вашем распоряжении внедорожник с высокопрофильными шинами, которые хорошо выдерживают разбитые дороги, на них можно не объезжать ямы, так как при резких поворотах высоко расположенный центр тяжести внедорожник может опрокинуть.
Что делать в России легковушкам? Учится ездить по тому, что есть или дороги все-таки когда-то «улучшатся»?
Чтобы не подвергать риску свой автомобиль, когда на дорогах большое количество ям или технологических «вырезок», как результат деятельности дорожных служб, просто снижайте скорость.
Лучше снизить вовремя скорость, чем попасть в ДТП.
Сюрпризы на столичных дорогах
Одной из частых проблем для водителей в столице являются наплывы, т.е. резкие перепады уровня асфальта. Это обычно бывает в районе новостроек, двигаясь на скорости свыше 40 км в час в этих местах можно повредить передний бампер, поскольку машина вначале резко клюнет и врежется в асфальт, а потом подпрыгнет, как на трамплине.
Будьте предельно внимательны за рулем!
Ошибки водителя
Водитель совершает грубую ошибку, когда слишком близко приближается во время движения к правой кромке дороги, так как под весенними лужами скрываются ямы у края дороги до 25 см глубиной. Последствиями такого маневра может оказаться поврежденным рычаг подвески, поломка шаровых опор или порванная покрышка. Если в такую яму влететь со скоростью свыше 40 км в час, то можно потерять ходовую часть полностью.
Канализационные люки
Канализационные люки по непонятным причинам на многих улицах открыты. Возможно, такое происходит из-за того, что верхний слой асфальта зимой был уничтожен и теперь люки выше уровня дороги на 10-12 см. Когда едет автомобиль с достаточным дорожным просветом, как, например, у внедорожников, имеющих расстояние от земли до днища от 15 до 25 сантиметров, проблемы можно избежать. А вот когда на люк наскочит легковушка, то может пострадать днище, глушитель, бамперы.
Жаль, что такого дяденьки нет возле каждого люка – тогда бы водитель легко их замечал
Вы владелец легкового авто? Объезжайте люки!
Последствия ям
Колдобинами сейчас усеяны все улицы столицы. Правда, можно порадоваться, что настолько глубоких колдобин, на которых можно серьезно повредить автомобиль, по сравнению с прошлым годом не так много. Однако если постоянно ездить даже, когда ямы относительно неглубокие (до 5 см) ходовая часть автомобиля будет подвергаться ускоренному износу. Ведь нагрузки, которым подвергается в этих случаях ходовая часть, могут сравниться с ударами огромной кувалдой по колесам автомобиля.
Как лечить покрышки и диски?
Очень страдают от езды по ухабам покрышки и диски, особенно высокой вероятности повреждения подвергаются низкопрофильные шины, а также все шины с пониженным давлением. А вот автомобильные шины, изготовленные по технологии RunOnFlat, имеют большую устойчивость к повреждениям, поскольку отличаются усиленной и утолщенной боковиной. Конечно, можно попытаться отремонтировать поврежденные покрышки, но это зависит каков размер и формы повреждения.
Мы не призываем вас ездить с такой скоростью, просто будьте внимательны на плохих дорогах
Видео про разбитые дороги России
Заключение!
Если покрышка разорвана посередине боковины и разрыв не более 4–5 см, то отремонтировать ее можно. После восстановления шину ставят на заднюю ось. Когда повреждение длиной свыше 4–6 см и образовалось около протектора, как правило, покрышка не ремонтируется. На ямах, кроме шин, страдают и диски, чаще всего после этого они ремонту не подлежат. Учитывайте это при вождении автомобиля, и прежде чем наехать на яму, подумайте – а стоит ли? Может все-таки попытаться объехать?