Как не нарваться на поддельные запчасти
Осторожно: как разводят на поддельные запчасти
Об этом должен знать каждый автолюбитель. На кону – деньги и ваша безопасность
В прошлый раз мы говорили о том, что аналоги-заменители оригинальных запчастей позволяют существенно сократить расходы на автомобиль, но для этого надо знать, где и какой «неоригинал» можно использовать. Однако хуже всего нарваться на подделки, которых на независимом рынке запчастей хватает не только среди продукции известных «запчастных» брендов, но даже среди «оригинала»…
Бизнес и ничего личного
На официальном сайте практически любого производителя запчастей или смазочных материалов есть раздел «Осторожно, подделка», где в форме «найди десять отличий» приведена инструкция, как отличить подлинную продукцию данного бренда от контрафактной. Только в большинстве случаев эта информация уже устаревшая, поскольку искусство подделки постоянно совершенствуется. А уж после выхода подобных разоблачительных инструкций отличия контрафакта оперативно устраняются…
Времена, когда производители контрафакта могли позволить себе выпускать подделку и ее упаковку лишь отдаленно напоминающие подлинник, уже прошли. Чтобы копию можно было продавать по цене оригинала (а по-другому сверхприбыль не получишь), она должна быть практически неотличимой от него. Сегодня даже эксперты по запчастям признаются, что не всякую подделку они могут определить без пристального осмотра детали…
Масляный фильтр Mann: слева – подделка, а справа – оригинал.
Чтобы оценить масштабы контрафактного рынка запчастей, «расходников» и смазочных материалов, поставьте себя на место бизнесмена – например, хозяина магазина автозапчастей. Например, комплект ГРМ двигателя фирмы Gates в розницу стоит 4 000 руб., только закупочная цена подлинного Gates составляет 3 200 руб., а внешне неотличимой от него подделки – 2 200 руб. Будучи торгашом, какой вариант предпочтете?
А если в оригинальные запчасти также поставляется комплект ГРМ Gates, ту же самую подделку можно продать как «оригинал» уже за 5 500 руб. Для этого нужно всего лишь переложить ее в копию оригинальной упаковки. При нынешних возможностях полиграфии сделать ее также легко, как и «гейтсовскую». А возможно даже проще, поскольку оригинальная упаковка – это обычно запаянный пакет из плотного прозрачного полиэтилена наподобие тех, в которых продают мороженую рыбу, с наклеенным на него фирменным стикером…
Подделывают то, что часто спрашивают
Понятно, что никто не станет подделывать сложные в производстве и редко спрашиваемые агрегаты – например, стартер или рулевую рейку. Производителей контрафакта интересуют «расходники» для ТО и быстро изнашиваемые детали: фильтры, свечи зажигания, тормозные колодки и диски, сальники, приводные ремни, подшипники, компоненты подвески и рулевого управления.
При этом подделывается только то, на чем можно хорошо заработать – «неоригинал» дорогих брендов и оригинальные запчасти. Особенно выгодно подделывать детали, продающиеся как под своим собственным брендом, так и поставляемые в «оригинал» – такие, как приведенный в качестве примера комплект ГРМ Gates…
Ремни ГРМ Gates: сверху подделка, а снизу – оригинальные запчасти.
Хотя иногда на рынке встречается контрафакт, подлинника которого в природе не существует. Например, владельцы ВАЗовских «Гранты» и «Калины» на форумах делятся друг с другом, как удачно они купили и установили передние амортизаторы одной известной фирмы. Только в официальном каталоге этой фирмы передних амортизаторов для этих моделей нет…
Однако больше всего контрафакта – среди моторных масел. Принцип тот же: подделывается то, на чем можно хорошо заработать. То есть, дорогая «синтетика» известных «масляных» брендов и оригинальное масло, продающееся от имени автопроизводителей.
Заходишь в любой магазин автозапчастей – там стройными рядами выставлены канистры Castrol, Mobil, Shell, Ford, Nissan, Toyota. Вполне возможно, что это подлинное масло. Но иногда подделку видно сразу, если канистру внимательно осмотреть. Например, отметины на гранях пробки говорят о том, что ее закручивал не заводской автомат, а кустарно изготовленное приспособление в руках работника «разливного цеха»…
Подделка качественной не бывает
Многие из тех, кто нарывался на контрафакт, признаются: «Я допускал, что это может быть левак, но думал, что подделка под известный бренд совсем уж некачественной быть не должна». Странная наивность – полагать, что трепет перед брендом заставит мошенников держать марку…
В принципе, бывает, что контрафакт изготавливается в «третью смену» на том же заводе, по той же технологии и из того же сырья (только «сэкономленного»), что и подлинник. Но чтобы хозяин или правообладатель позволял себя обворовывать – это скорее исключение из правил. В большинстве случаев производством контрафакта занимаются те, для кого это основной вид деятельности.
Причем, деятельности незаконной, поскольку работа с контрафактом не позволяет заключать легальные контракты на поставку, платить налоги и выполнять гарантийные обязательства. Столь высокие риски могут быть оправданы только одним – получением неучтенной сверхприбыли. Чтобы ее получить, себестоимость производства и, как следствие, качество продукции должны быть «ниже плинтуса»…
Моторное масло Motul: справа – оригинал, а слева – подделка.
Яркий пример – «левое» моторное масло. Когда мотор «ловит клин», а клиент топает ногами и уверяет, что покупал оригинальное масло, дилеры отдают его на экспертизу. Так вот, подделка под оригинальную «синтетику» с заявленной с вязкостью 5W-40 по SAE и уровнем качества CF, SL по API чаще всего оказывается самой дешевой «минералкой» с параметрами 15W-40 и CD, SG соответственно. То есть, за 2 000-2 300 руб. продается пригодное лишь для древних моторов масло, реальная цена которому – 600-700 руб…
Поэтому любой подлинник – пусть даже среднего уровня качества – однозначно предпочтительнее подделки под более дорогой аналог или «оригинал». Например, подлинная «синтетика» Лукойл или Роснефть во сто крат лучше контрафактного Castrol или Mobil.
Конечно, продавцы не будут работать с контрафактом, который уже на следующий день умрет сам или приведет к поломке крупного агрегата. Им нет резона оплачивать ремонт двигателя ради заработка в 1 500 руб. на канистре «левого» масла. Поэтому подделка обязательно должна отрабатывать срок возможного предъявления претензий.
Например, производители контрафактного масла исходят из того, что даже в современном высокотехнологичном моторе оно должно отработать хотя бы 8 000-10 000 км. А после этого какие могут быть претензии? К такому пробегу масло может утратить свои свойства из-за перегрева двигателя, некачественного бензина и множества других причин…
Как не нарваться?
Как мы уже говорили, хорошая подделка внешне практически неотличима от подлинника. Чтобы научиться их различать, надо изначально знать, где подлинник, а где – копия.
Ориентироваться по цене тоже нельзя. Чтобы у покупателя не возникало подозрений, контрафакт продают внаглую по цене подлинника. С другой стороны, если независимый продавец запчастей имеет прямые выходы на закупку в Эмиратах или США, у него даже подлинный «оригинал» может стоить на 30-40% дешевле, чем у официальных дилеров…
Поэтому если вы не уверены в своих экспертно-криминалистических способностях, контрафактно опасный «оригинал» из числа «расходников» и быстро изнашиваемых деталей лучше покупать у официальных дилеров. Да, дорого, зато риск минимален (хотя если честно, полностью не исключен).
Если же решили приобрести «неоригинал», первым делом надо зайти на официальный сайт его производителя и получить максимум информации об интересующей вас детали: возможные вариации по характеристикам и качеству (помните «красную» и «зеленую» серии Ferodo?), артикул, признаки подлинника и контрафакта. Затем надо зайти в раздел «Где купить?» и обращаться только к указанным там распространителям.
Конечно, это тоже не дает стопроцентной гарантии защиты от контрафакта, поскольку независимый от производителя продавец под прикрытием официального канала поставок может пользоваться и «альтернативными»… Но, как бы то ни было, тщательное изучение вопроса перед покупкой и бдительность при ее совершении значительно уменьшают шансы нарваться на подделку.
Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей
Как не нарваться на поддельные запчасти
Для тех автовладельцев, кто задумался о замене той или иной запчасти, встает вопрос о том, какие комплектующие лучше всего приобрести.
Существуют три вида запчастей
Оригинал. Тут возникать вопросов не должно. Вы покупаете оригинальные запчасти, с точно такими же номерами, которые устанавливаются с завода на ваш автомобиль при сборке.
Аналог. Это та же оригинальная запчасть, которая поставлена на конвейер, только с другим артикулом. Они абсолютно не отстают по качеству, но значительно выигрывают по цене. Такие запчасти выпускает завод-изготовитель в прошествии некоторого времени после выпуска авто в тираж, только со своими присвоенными номерами.
Подделка или контрафакт. Они представляют собой автозапчасти неизвестного происхождения, которые пытаются продать под видом оригинала. Как правило, истинное происхождение — откровенный Китай или Тайвань. Качество соответственно плохое.
Итак, предположим, что вы решили приобрести оригинальные запчасти на свой автомобиль, как не наткнуться на подделку? Для начала внесем ясность в понятие оригинальная запчасть. Оригинальной считается запчасть, которая устанавливаться на автомобиль определенной марки и заказываются у различных производителей в соответствии с определенными техническими стандартами. Необязательно оригинальные запчасти для японских автомобилей, должны изготавливаться только в Японии. Они могут изготавливаться и в Корее, и в Америке, и даже в Китае. Основное их отличие в том, что их качество находится под жестким контролем.
Теперь перейдем к такому понятию как контрафакт или подделка. На первый взгляд, внешний вид таких комплектующих вполне нормальный. Однако качество у них весьма сомнительное. Поставляются они в упаковках, которые могут быть похожи на оригинальные, но если внимательно посмотреть – различия найти можно. Такие запчасти пользуются спросом у автолюбителей, которые хотят сэкономить на ремонте машины, например, при скорой продаже автомобиля. Однако привлекательная цена в дальнейшем, при эксплуатации транспортного средства, может сыграть злую шутку.
Отличить такую запчасть от настоящей, безусловно, можно. Необходимо внимательно осмотреть упаковку. Криво наклеенные этикетки или вовсе отклеивающиеся, говорят о том, что это подделка. Если взглянуть на поддельную деталь и внимательно изучить ее, то отчетливо видно, что она сделана на скорую руку и очень не профессионально. На оригинальных запчастях, на самой детали обычно можно увидеть страну и завод производитель. На подделках, как правило, никаких таких надписей не бывает. Что касается цены, если вам предлагают запчасти за 300 рублей под видом оригинальной, которая скажем, в Японии стоит 100 долларов, то можете не сомневаться в том, что это подделка. Чтобы не попасть впросак, лучше приобретать автозапчасти в проверенных авто магазинах, которые существуют на рынке не один год и хорошо себя зарекомендовали. Так же можно посоветоваться с продавцом-консультантом, в профессионализме которого вы не сомневаетесь. Менеджер обязательно подскажет сходства и различия оригинала, аналога и подделки той или иной детали.
К слову сказать, на сегодняшний день, Китай выпускает довольно неплохие комплектующие для автомобилей, хотя качество резины, которая используется на внутренних деталях и сплавы металлов все же необходимо внимательно осмотреть.
Как уберечься от покупки поддельных запчастей
Однозначного совета тут не дашь, но можно с уверенностью сказать, что если вы не хотите нарваться на подделку, то помните что оригинальная запчасть стоит дорого. Покупайте комплектующие на свой автомобиль в крупных сетевых специализированных магазинах, и на любую деталь вы можете спросить сертификат. А так же прислушивайтесь к авторитетному мнению специалиста.
На какие машины чаще всего подделываются запчасти
Поддельные автозапчасти у нас в стране можно встретить практически на все бюджетные автомобили, и даже на отечественные. Мошенникам, на дорогие иномарки не имеет смысла подделывать автозапчасти, ведь тот, кто владеет такой машиной, наверняка имеет достаточное количество средств, чтобы обслуживать свой автомобиль у официального дилера, и не нуждается в самостоятельной закупке запчастей. Что касается бюджетных автомобилей, тот тут дело обстоит иначе, ведь наверняка найдется кто-то, кто захочет купить оригинал за копейки, и его не смутит ни упаковка, ни качество самой запчасти. На таких автовладельцев и ориентируются мошенники, которые занимаются подделкой оригинальных запчастей.