Штраф за превышение скорости 35 000 евро
Утвердят ли предложенные Минюстом изменения в КоАП
Штрафы для российских водителей повышают до уровня европейских: некоторые из них вырастут в шесть раз. Минюст подготовил новый Кодекс об административных правонарушениях. В проекте документа, например, штраф за превышение скорости на 20 км/ч поднимут до 3 тыс. Сейчас он составляет 500 руб. Вводится и наказание за «опасное вождение». Его критерии появились несколько лет назад, но санкцию так и не ввели. Теперь за такое нарушение предлагается взимать 5 тыс. руб.
Оправданы ли такие штрафы? Проблем в обновленном Кодексе немало, признается координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. И самая главная — в увеличении штрафов за превышение скорости. «Штрафная нагрузка на водителей увеличивается до шести раз.
Это означает, что ежегодно при сохранении нынешнего числа камер автовладельцы будут отдавать частным компаниям 300 млрд руб. в год.
По новому Кодексу количество камер, как говорил бывший вице-премьер Акимов, будет увеличено до 2024 года в два раза. Соответственно, штрафная нагрузка на водителей может увеличиться еще больше. И при этом нельзя говорить, что вы не нарушайте, потому что все эти камеры стоят в местах подлых ловушек, которые все фиксируют нарушение, и потом водителям выписывается штраф. Все эти мелочи не имеют отношения к общей концепции КоАП. О том, чтобы приблизить штрафы к европейским, речи не идет. Доходы людей ниже, чем в Гане. Мы хуже Африки, мы живем в нищей стране, у людей нет денег. Те, кто писал этот Кодекс, оторвались от реальности на 100% и не понимают, где мы живем»,— говорит Шкуматов.
Зафиксируют ли в КоАП нормы содержания в организме веществ, способных повлиять на концентрацию внимания водителей
Если изменения примут, то новые штрафы начнут взимать со следующего года. Проблема в том, что такой пересмотр санкций приведет к тому, что водители принципиально перестанут платить за нарушения, а уровень безопасности движения не изменится, рассуждает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль: «У нас и так тенденция идет на снижению аварийности, люди стали ездить лучше. Я не беру в расчет нарушителей, которые делают провокационные выпады, не оплачивают штрафы и так далее.
Дикое увеличение штрафов возымеет обратный эффект: люди перестанут платить в принципе.
Будет колоссальный вызов. Тем товарищам, которые хотят приравнять штрафы и кричат, что у нас все к в ЕС, я бы сказал: тогда сделайте дороги, сервис обслуживания и бензин как в Европе. Нас зажимают в тиски, главная цель — выбивание штрафов, придумывание все новых и новых механизмов с тем, чтобы человек платил больше. Я категорически против этого».
Помимо прочего, в новом КоАП вводится и накопительная система нарушений — этот проект обсуждался еще с 2016 года. Новый документ предлагает лишать водителя прав на срок до полутора лет, если его как минимум три раза накажут за серьезные нарушения. Например, за превышение скорости на 60 км/ч, проезд на красный свет и разворот в запрещенном месте. Однако накопительная система не будет учитывать нарушения, которые зафиксировали дорожные камеры. И из-за этого наказывать будут избирательно, отмечает председатель Движения автомобилистов Виктор Похмелкин: «Есть смысл штрафовать за повторные и систематические нарушения. Фото- и видеокамеры фиксируют основную массу дорожно-транспортных происшествий. Тогда получается, что страдать будет меньшинство, а большинство, которое, может быть, точно также нарушает и даже грубее, под это не подпадает. В этом нет никакой логики. Очередная попытка вернуть пресловутую балльную систему в модернизированном виде привела к страшному взлету коррупции среди сотрудников Госавтоинспекции. Худо-бедно они начинают вытесняться с помощью камер, и это в целом прогрессивная тенденция. Понятно, что есть определенные издержки, но даже с ними это лучше, чем живой сотрудник ГИБДД, хотя бы потому, что камера не берет взяток».
Что ждет автомобилистов в редакции КоАП от Минюста
Власти готовят для водителей еще одно ужесточение правил. Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев предлагает снизить нештрафуемый порог превышения скорости с 20 км/ч до 10 км/ч, но только в городах-миллионниках. Ранее такие предложения не раз выдвигались на разных уровнях власти, но против выступал кабмин. Бывший премьер-министр Дмитрий Медведев говорит, что разницу в 10 км/ч «не видно даже на спидометре». Но сейчас дискуссия возобновилась, и увеличение штрафов — подготовка к новому шагу, говорит член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Наталья Агре: «На протяжении последнего года очень активно обсуждалось, нужно ли понижать ненаказуемый отрезок с 20 до 10 км/ч, который является фактически нарушением, но при этом он не штрафуется. Население не готово, так как к системам фото- и видеофиксации в любом случае нет доверия. Поэтому было бы совершенно логичным, по крайней мере, закрепить и увеличить штраф за нарушение с 20 до 40 км/ч. Более того, штраф в 500 руб., который на сегодняшний день оплачивается еще со скидкой 50%, рассматривается людьми не как нарушение, а как оплата за быстрый проезд. Именно поэтому приняли решение повысить его до 3 тыс.».
Какие нововведения ожидают водителей в течение 2020 года
Также Минюст предложил ввести новый штраф за перевозку детей без автокресел для индивидуальных предпринимателей. Сейчас такого не существует. Санкция за нарушение составит 35 тыс. руб.