От чего зависит цена на бензин в России
Как формируется цена на топливо в России?
Бензины и дизельное топливо являются уже конечными продуктами, которые с момента добычи нефти проходят достаточно длинный путь. Рассмотрим механизм ценообразования на моторные топлива и какие факторы на него влияют.
Путь нефти
Чтобы ответить на вопрос, поставленный выше, для начала стоит рассмотреть путь нефтепродуктов на рынок, выделив основные этапы.
- Поиск месторождений – производится с помощью фотосъемки поверхности земли, исследований пустот между плитами земной коры, сейсмоволнами и другими современными методами.
- Разработка месторождения – бурится серия скважин, среди которых присутствуют основные (из них ведется добыча), нагнетательные и контрольные, обеспечивающие максимально возможный коэффициент извлечения нефти.
- Транспортировка в сепараторы – данный этап необходим для очистки нефти от газа и других примесей.
- Транспортировка на НПЗ – производится по нефтепроводу или специальным транспортом: ж/д и автоцистернами, а также танкерами, если заводы по переработке находятся в другой стране.
- Переработка нефти – сырье перерабатывается на НПЗ, в результате чего получаются светлые (бензин, керосин, дизельное топливо, нафта) и темные (битум, гудрон, мазут и другие) нефтепродукты.
- Отправка на хранение или оптовая продажа топлива – транспортируется по нефтепроводу или в цистернах на транспорте, принадлежащем нефтеперерабатывающей компании или подрядчику, отвечающему исключительно за перевозку.
- Поступление в розничную сеть заправок – отсюда готовое топливо попадает в баки автомобилей и другой техники.
Все вышеперечисленные этапы накладывают отпечаток на итоговую стоимость получаемых нефтепродуктов.
Процентное соотношение
Несмотря на то, что Россия является одним из лидеров нефтедобычи, а коэффициент извлечения нефти из месторождений считается максимальным в сравнении с достижениями других стран, непосредственно стоимость самой нефти мало влияет на цены на бензин для итоговых покупателей. Этот параметр составляет всего 4% от стоимости полученного топлива.
Следующий пункт расходов – транспортировка. Для того чтобы доставить сырье на НПЗ и готовый бензин на АЗС требуются расходы на зарплаты водителям, содержание транспорта и, как это ни банально, на его заправку. Из конечной стоимости топлива они составляют еще 7%.
Работа НПЗ – любой труд должен быть оплачен, поэтому в розничную цену топлива включена наценка завода. Она равняется 13%, что больше суммы двух предыдущих пунктов.
Следующий этап удорожания бензина – наценка конкретной АЗС или определенной розничной сети. Простые математические расчеты должны дать значение в 76% и вызвать негодование конечного потребителя, но, на самом деле, все гораздо сложнее. Представители розничной сети устанавливают наценку всего в 16%, что с учетом их затрат позволяет получать минимальную прибыль, особенно, если речь идет о небольшом региональном игроке, а не о крупной российской сети.
Еще 60% стоимости составляют различные государственные налоги.
Налог за налогом
Указанная выше часть не является одним крупным налогом, а состоит из целой серии более мелких. К ним относятся:
- до 17% – налог на добычу полезных ископаемых,
- до 16,2% – акцизы на нефтепродукты,
- 15,25% – НДС,
- 6,15% – налоги на прибыль, с фонда оплаты труда и прочие.
Вышеперечисленные налоги выплачиваются непосредственно нефтедобывающей/перерабатывающей компанией и закладываются в стоимость выпускаемой продукции. Дополнительно конечному покупателю также приходится оплачивать около 6% прочих вложенных налогов.
Таким образом, из 42,3 рублей (цена за литр 95 бензина, действующая на момент подготовки материала) 25,38 рублей отходит государству и лишь 6,8 рубля получает АЗС, на которой топливо было приобретено.
Указанные выше значения носят исключительно ориентировочный характер, так как их соотношение и, соответственно, конечная стоимость бензина в рознице меняется несколько раз в год. Однако даже такие приближенные цифры позволяют оценить влияние всех участников цепочки на итоговую стоимость продукции.
Как дела обстоят за границей
В заключение стоит сделать небольшое сравнение ситуации, сложившейся в нашей стране, и принципов формирования цены в США и Европе.
Так, например, в Америке она складывается следующим образом:
- транспортировка нефти – 50%,
- переработка на собственных НПЗ – 20%,
- развозка и реализация готовых продуктов – 10%,
- государственные налоги – 20%.
Можно заметить, что основную часть составляют расходы на доставку, что легко объяснимо, так как в США сырье завозится из дальних стран, а добыча собственной нефти также достаточно дорога.
Что касается европейских стран – Германии, Великобритании, Италии доля налогов также составляет порядка 60%, при этом литр бензина там продается по цене в 2-3 раза выше, чем в России. Аналогичный процент отчисляется и в таких странах как Ирак и Пакистан, при этом розничная стоимость топлива в них находится примерно на уровне российских показателей.
От чего зависит цена на бензин в России
Росстат свидетельствует о том, что бензин в стране, начиная с января, подорожал, если усреднить подорожание разных марок топлива, на 0,3%.
Содержание статьи:
- Почему растет цена на бензин
- От чего зависит цена на топливо
- Разные подходы к прогнозам и вычислениям бензиновых цен
Такое явление экономисты объясняют тем, что акцизы с начала годы выросли в два раза. 1 литр в среднем стал дороже на 2 рубля. Сказалось и то, что бензин подорожал на биржевом рынке.
Логические парадоксы в действии
Казалось бы, связь двух величин, «стоимость сырой нефти» и «цена на бензин», находится на уровне задачки по формальной логике для младших классов. Если нефть дешевеет, то и бензин, из которой его производят, тоже должен дешеветь. Но это в идеале и «без поправки на ветер». Хотя на официальном уровне, вроде бы, именно так и понимают эту взаимосвязь. Во всяком случае, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов считает, что повышение акцизов принесет в бюджет дополнительные 90 млрд. рублей дохода, но при этом владельцы автомобилей подорожания не ощутят, ведь «нефть дешевеет, будет дешеветь и бензин».
Так почему же все-таки бензин дорожает и дорожает, меняется лишь скорость, с которой растут ценники?
Начнем с того, что сомнительной кажется и прибыль бюджета в 90 млрд. рублей. Действительно, рост акцизов должен дать прямую прибавку к поступлениям в бюджет. При этом акциз напрямую плюсуется к цене бензина. Однако вышеприведенная цифра получается в том случае, если потребление бензина остается на прежнем уровне. На сегодняшний день действуют факторы, которые могут изменить ситуацию. В частности, платежеспособный спрос. В настоящее время у населения, предпринимателей и у компаний этот спрос практически исчерпан. Увеличатся цены, но при этом произойдет падение спроса. Причем последний упадет больше, чем вырастет цена на топливо. Повышение акцизов в результате уменьшит поступления в бюджет, параллельно вызвав падение производства в стране.
Теперь вернемся к постоянному подорожанию бензина. Раньше его в основном объясняли тем, что нефть на мировом рынке стоит дорого, поэтому нефтедобывающим компаниям невыгодно реализовывать ее внутри страны по низким ценам. Мол, работают законы свободной экономической модели, и с этим ничего не поделаешь. Но теперь-то нефть падает в стоимости на мировых рынках. А цены в России на бензин продолжают идти вверх.
Теперь уже чиновники не любят ссылаться на ситуацию на мировом рынке, а указывают иные причины, часто довольно неубедительные, что не может не раздражать потребителей, не до конца понимающих, за что они платят деньги. Россия – один из мировых лидеров по добыче нефти, а бензин для внутреннего покупателя дорожает. Но для этого парадокса существует объяснение – верное, или не совсем верное, это уже другой вопрос. И звучит оно на первый взгляд достаточно парадоксально – цена бензина практически не зависит от цены сырой нефти.
Цена бензина как сумма составляющих
Любая цена складывается путем суммирования. И стоимость сырья не всегда является определяющей. Цена топлива во многом зависит от величины различных налогов, расхода средств на производство, прибыли нефтеперерабатывающих заводов, владельцев заправок. Специалисты утверждают, что стоимость нефти составляет лишь около 7% цены бензина, которую за него платит потребитель, заливая в бак машины. А вот разного вида налоги, акцизы, НДС влияют на величину 60% стоимости литра автомобильного топлива в РФ. И это не чисто российский феномен, а общемировая практика. Так, в США налоговая составляющая стоимости бензина – 50%. При этом иногда приводят неправильную цифру в 12%. Но это лишь часть налогов, которыми облагается бензин. Необходимо добавлять еще и налоги, которыми облагается сама добыча нефти и экспортные налоги в странах, поставляющих свою добытую нефть на американский рынок. Вот и выходят в результате усредненные 50%.
В российских реалиях рост цен на бензин обусловлен еще и тем, что теперь нефтяники стараются компенсировать за счет внутреннего рынка свои убытки на внешних рынках.
С таким ходом мысли согласны некоторые видные эксперты. Таково, например, мнение директора Института энергетической политики Владимира Милова. Он уверен, что причина роста цен на бензин – раздувание маржи, которое стало возможной из-за того, что вся нефтяная отрасль страны, включая переработку и сбыт, чрезмерно олигополизирована. А объяснения нанятых «экспертов» о большой составляющей налогов — это уловка, уводящая от истинного положения вещей. При этом В. Милый все же считает, что бензин не может стать дешевле в разы. Производители должны получать прибыль. Но если бензин дорожает на фоне дешевеющей нефти, то это признак нездоровой ситуации во всей цепочке от нефтедобычи до сбыта топлива.
Считать можно по-разному
В прошлые «тучные» годы даже на государственном уровне нередко было принято озвучивать цифры в двух выражениях — сначала в национальной валюте, а потом отдельно в долларах США. С того момента, как рубль пошел на понижение, долларовый эквивалент на уровне озвучивания доходов и размеров поддержки по госпрограммам приказал долго жить. Однако когда речь заходит о стоимости бензина, то нередко озвучивается утверждение, что бензин на самом деле и не подорожал, ведь если пересчитать его цену в долларах, то получится совсем другая тенденция. Такой подход не то, чтобы совсем лишен смысла, но строго говоря, является передергиванием фактов. Долларовая составляющая в производстве автомобильного топлива несомненно есть — это импортное оборудование для нефтедобычи, переработки нефти. Но львиная доля приходится на оплату труда российских граждан, занятых в нефтяной отрасли, и на налоги и акцизы, измеряющиеся в рублях.
Вопрос цен на бензин в объяснении чиновников разных российских ведомств во все времена являлся и является какой-то головоломкой. Никогда не имелось четкого ответа, прогноза на стоимость одного литра. Потребитель уже привык не доверять таким прогнозам, поскольку у представителей разных ведомств могут отличаться в разы не только цифры, но и направление – подорожание, удешевление.
Кажется, что математика здесь ни при чем, это, скорее, гадание. Так, на парламентских слушаниях замминистра финансов говорил о росте цен на бензин в пределах 5%. Но тут же заместитель министра энергетики назвал уже другую цифру – 10%. Вот и весь прогноз. Для покупателя бензина такая разница в прогнозах существенна, исходя из цены приходится планировать семейный бюджет или бизнес. Но с таким же успехом мог прозвучать и другой прогноз. Никто не отвечает впоследствии за предсказание, потом все привычно сваливают на изменение загадочной и не слишком определенной экономической конъюнктуры. При этом все уже знают, что эта конъюнктура почему-то всегда работает против потребителя автомобильного топлива и никогда не складывается в его пользу. За тот период, когда нефть в мире подешевела на 20%, бензин для покупателя в России стал дороже на 5%.
Этот парадокс нельзя объяснить с позиций большой налоговой составляющей в стоимости топлива. Если рассматривать цену как сумму, то уменьшение одной составляющей при неизменности остальных может привести только к уменьшению цены одного литра топлива. Объяснять, как такое происходит, используя арифметику, чиновники почему-то не спешат, предпочитая пространные рассуждения и способ гадания относительно прогнозов. При этом о прошлых предсказаниях вспоминать не спешат. Создается впечатление, что рост цен на топливо – это какой-то природный, неизбежный процесс, которому невозможно противостоять на государственном уровне, а чиновники лишь оправдывают его. Но экономика рукотворна, хоть и подчиняется жестким законам, это не цунами и не землетрясение. В сохранении высоких цен на бензин и определенной привязке их к курсу доллара заинтересованы нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Если велика налоговая составляющая цены, то ее можно уменьшить, и это не обязательно приведет к уменьшению поступлений в бюджет.
Подешевевший бензин может стать двигателем для роста экономики страны. Мгновенно снизятся расходы населения и бизнеса на транспорт. Транспортная составляющая в ценах всех продуктов станет меньше. Освободившиеся средства пойдут на потребление, в том числе, и на покупку новых машин, на инвестиции. Произойдет оживление в реальном секторе экономики. Не в последнюю очередь снизятся цены на сельскохозяйственную продукцию, расширится ее производство. Инфляция приостановится. Отсюда и новые поступления в бюджет, и постепенный рост благосостояния граждан.
Сиюминутное наполнение бюджета — вещь нужная. Однако средство не должно превращаться в цель. Налоговую нагрузку в цене бензина необходимо снижать, хоть на первых порах это и будет болезненно для бюджета. Специалисты считают, что эту составляющую реально снизить вдвое. Но для этого необходима политическая воля. Если Россия в прошлом оказалась подсаженной на нефтяную иглу, что во многом привело к сегодняшнему кризису, то эту зависимость неплохо бы использовать во благо развития экономики в наши дни, но уже по другой схеме. Кризис приходит и уходит, а нефть остается в недрах, она никуда не ушла.
Вот интересное видео о росте цен на бензин — смотрим!
Почему цены на бензин в России не зависят от котировок нефти
В среднем Аи-95 и Аи-92 подорожали на 4 и 11 копеек соответственно, а дизель – на целых 37 копеек. Подорожание автомобильного топлива происходило на фоне стремительного пика цен на нефть, опустившихся с почти 70 долларов до 55 долларов за баррель марки Brent. Отсутствие видимого эффекта этого обрушения котировок нефти на ценники на заправках многих по-прежнему удивляет. Впрочем, они не реагируют не только на падение стоимости черного золота, но и на ее взлет.
В качестве примера можно привести статистику за прошлый год, когда цена нефти за 4 первых месяца выросла с 55 до 75 долларов за баррель. При этом, по данным Росстата, в прошлом году средние розничные цены на бензин в России увеличились на 4,3% в сравнении с 2018 годом, что стало рекордно низким показателем с 2008 года. Стоимость на АЗС дизельного топлива возросла на 7,1%, но оптовые цены, наоборот, снизились на 3,4%. Уровень инфляции в 2019 году, по подсчетам Росстата, составил 3%.
Ничего странного в таком поведении расценок на бензин и дизель нет. В России они в большей мере зависят от налогов и акцизов, нежели от стоимости бочки нефти. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина превышает 70%, а по некоторым оценкам, и все 80%. Естественно, что даже скачки котировок барреля на 10-15% особенного влияния на стоимость топлива не оказывают. Небольшой рост цен в январе связан именно с увеличением фискальной нагрузки на нефтяную отрасль с начала 2020 года: выросли налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизы на бензин и дизель.
Некоторым экспертам и участникам нефтяного рынка подобная система кажется чрезмерно обременительной, препятствующей развитию нефтяной отрасли, но пока она сохраняется. Благодаря этой системе бюджет перестал испытывать недостаток средств, был создан Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также доведено до конца множество экономически и социально значимых проектов.
С акцизами на автотопливо похожая история. Полученные государством средства пополняют дорожные фонды, которые используются для финансирования строительства, поддержания и ремонта дорог, а также для создания сопутствующей инфраструктуры.
Но не все так просто.
Серьезной проблемой, которая напрямую связана и с подорожанием автомобильного топлива, и с социально-экономическим развитием, является то, что рост цен на АЗС приводит к увеличению стоимости продовольственных и промышленных товаров на прилавках магазинов.
Иногда топливная составляющая в цене того или иного продукта оказывается очень значительной. Большая часть сельскохозяйственной продукции перевозится автотранспортом. Исполнительный директор Ассоциации “Руспродсоюз” Дмитрий Востриков так описывает “путь еды”: “Сначала от поля до места подработки, далее к складу хранения сырья, потом до предприятия переработки, затем от предприятия до распределительного центра и от него до магазина. И это далеко не самая длинная логистическая цепочка”.
Доля расходов на топливо особенно высока в растениеводческом бизнесе, где регулярно используется специализированная техника и автотранспорт. В себестоимости продуктов растительного происхождения на топливо приходится около 13%. А если речь идет, скажем, о картофеле, то 14-16%. Доля бензина в себестоимости продуктов животноводства составляет порядка 4%. По словам Вострикова, в некоторых крупных холдингах доля затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в себестоимости превышает даже 20%.
Соответственно, рост цен на бензин или дизель всего на 5% приведет в последнем случае к увеличению стоимости товара на 1% и более. Мелочь, но весьма заметная, когда она касается продукции ежедневного потребления. Например, хлеба, молока или средств гигиены. Обращающая на себя внимание и финансово, и психологически.
Есть еще один нюанс – чем легче, дешевле и объемнее товар, тем больше в его себестоимости транспортной составляющей. Здесь можно вспомнить туалетную бумагу или памперсы. Фактически тоже товары постоянного потребления.
На рост затрат на ГСМ быстрее всего “реагируют” цены на товары повседневного спроса и скоропортящиеся продукты, которые завозятся в магазины ежедневно или чаще остальных. “Как правило, такие продукты являются низкомаржинальными, что не позволяет производителям сдерживать рост отпускных цен”, – уточнил Востриков.
Государству приходится находить золотую середину между социальными обязательствами и экономической целесообразностью. В результате цены на автотопливо не реагируют на скачки нефтяных котировок, как, например, в США. Правда, все равно растут.
Nismoved › Блог › О цене на бензин и нефть.
Как же так, думает автомобилист, заправляясь на АЗС, — цена на нефть падает, а бензин не только не дешевеет, а совсем наоборот? И действительно, за прошлый год цена на нефть на мировом рынке упала в два раза, а бензин в России в среднем подорожал примерно на 12%. И в то время, как, к примеру, американского обывателя радуют небывало низкие за последние годы цены на бензин (менее двух долларов за галлон, то есть за 3,8 литра), нашего человека пугают предстоящим повышением цен на топливо в рознице рублей на 1,5 — 4. Ерунда какая-то.
А ведь еще есть, к примеру, Венесуэла — такая же нефтедобывающая страна, как и мы. Так там уж более десятка лет цена на топливо для граждан не меняется: как было 2 цента за литр, так и остается. Обидно. В утешение можно привести пример другой нефтедобывающей страны — Норвегии, где цена за литр бензина составляет 2 евро. Попробуем разобраться.
Первый тезис, который встречается на пути человека, погрузившегося в дебри российского ценообразования на бензин, это утверждение, что наше отличие от Америки, дескать, в том, что у нас около 60% (если точнее, то 56-57%) цены на бензин в рознице составляют налоги. А там, мол, лишь процентов 12. Это так и не так одновременно. Америка по-прежнему, несмотря на рост добычи сланцевой нефти — это все же страна-импортер. И ее розничные цены на 70% зависят от мировых цен на нефть. Но в этой зависимости уже заложены все те налоги и акцизы, которые включают в свою цену нефтеэкспортеры (тот же наш НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, — к примеру). И получается, таким образом, что налоговая составляющая американской розничной цены на бензин — тоже более 50%. В этом смысле принципиальной разницы между нами и Америкой нет.
Цена на бензин для россиян формируется из таких факторов, как добыча, транспортировка, переработка, хранение, розничная реализация. Но самое главное, повторим, налоги. В цене литра бензина в России 20% составляют акцизы, 9% — доходы АЗС, 6% -себестоимость добычи самой нефти, 8% — НДПИ, 18% переработка и доставка, 13% доход нефтяной компании (о чем подробно ниже). Прочие налоги- 26%.
Касательно последнего пункта: в бюджеты разных уровней нефтяники платят не только НДПИ, но и экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. При этом налоговая политика в нефтяной отрасли меняется в нашей стране чуть ли не каждый год: государство рассматривает нефтяников как одну из главных «дойных коров» бюджета, стремясь при всякой ситуации на мировом рынке максимизировать отчисления.
Так, в наступившем году в результате так называемого налогового маневра, добыча полезных ископаемых станет дороже, и цены на бензин увеличатся минимум процентов на 15. Начался трехлетний цикл сокращения экспортных пошлин с 60% до 55% — но с одновременным увеличением размера НДПИ. В 2014 году ставка этого налога выросла с 470 рублей за тонну нефти до 493 рублей, в 2015 году — до 530 рублей, в 2016-м вырастет до 559 рублей. То есть за три года рост составит 19%. Что окажет мощное влияние на внутренние цены на бензин даже в условиях падения мировых цен на нефть.
С другой стороны, нефтяникам важно компенсировать именно на внутреннем рынке (а где же еще) свои потери от падения цен на нефть и нефтепродукты на внешнем.
Нефтеперерабатывающие компании часть добытого сырья отправляют на экспорт. Но у них есть квоты на поставки на внутренний рынок.
Выбирая эти квоты, нефтяные компании продают бензин либо через свои фирменные заправки, либо через частные АЗС (соотношение их на розничном рынке 50:50). Однако при этом весь процесс ценообразования остается крайне непрозрачным: проще говоря, НК не раскрывают, как именно формируется конечная цена, пока продукт проходит через длинную цепочку посредников, каждый из которых накручивает свою маржу (от 20 до 30%). И несмотря на все усилия ФАС, государство закрывает на это глаза, поскольку бюджету дорогой бензин, как было отмечено выше, выгоден.
Российская реальность такова, региональные рынки нефтепродуктов крайне монополизированы вертикально-интегрированными нефтяными компаниями.
В их руках все — от НПЗ до оптовых нефтебаз и большой части АЗС. Эти региональные монополии и формируют в регионах базовый уровень потребительских цен (которые могут существенно отличаться от региона к региону). К этому можно добавить еще и исторически неэффективное расположение крупных НПЗ, что влечет за собой высокие транспортные издержки, а также низкий технологический уровень российских НПЗ в целом.
Таким образом, несмотря на все большие налоговые обременения, цены на бензин в России могли бы быть существенно ниже. Если бы не запредельная монополизация российского нефтяного рынка. Сравнивая с теми же США: там на рынке активно работают десятки конкурирующих между собой нефтяных компаний, у нас их можно пересчитать на пальцах одной руки. У нас компании, добывающие и перерабатывающие нефть, являются одновременно ее же и продавцами. И выступая в одном лице, они, когда цены на нефть падают, и они теряют на продаже сырья как добытчики, уже в ипостаси продавцов добирают упущенную прибыль, повышая цены на конечный продукт на АЗС.
Притом что ценообразование в российском нефтяном секторе — тайна о двух замках, кто сколько именно накручивает в длинной цепочке посредников — неизвестно, можно смело утверждать, что только лишь в силу крайней монополизации и непрозрачности рынка (при неизменных налоговых составляющих) цена на бензин в России искусственно завышена минимум на 30%.Из такой маржи можно выплачивать любые штрафы антимонопольной службе. Еще и внукам останется.