Нужно ли повышать возраст выдачи водительских прав
Нужно ли повышать возраст выдачи водительских прав
Статья-рассуждение о том, стоит ли повышать возраст выдачи водительских прав. Зарубежный опыт и важные нюансы. В конце статьи — видео о законопроекте о возможности выдачи прав уже с 16 лет!
Содержание обзора:
- Зарубежный опыт
- Европа
- США
- Другие страны
- Страх смерти и возраст человека
- Поможет ли повышение возраста наведению порядка на дорогах
- Видео о возможности выдачи водительских прав с 16 лет
В России в настоящее время водительские права можно получить в 18 лет, а для вождения легких мотоциклов и мопедов – в 16. Но совсем недавно Минздрав РФ предложил выдавать права по достижении 21 года, и это предложение породило множество споров в различных СМИ и интернет-ресурсах. Сам Минздрав мотивирует это тем, что якобы до 21 года чувство опасности, то есть чувство того, что человек может внезапно умереть, отсутствует. «Поэтому мы и говорим о том, что права на вождение машины необходимо давать не раньше 21 года, когда появляется страх смерти», – сказал внештатный специалист Минздрава России по психиатрии Зураб Кекелидзе . А как с возрастом получения водительских прав обстоит дело в других странах? Давайте посмотрим!
Зарубежный опыт
Европа
В европейских странах сейчас отмечается тенденция к снижению возраста получения водительских прав. Вот некоторая статистика:
С 17 лет – Великобритания, Италия, Ирландия, Сербия, Словакия, Венгрия, Индонезия, Малайзия и другие;
С 16 лет – в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Израиле, Эстонии и еще примерно в десятке стран.
Это своего рода рекордсмен по снижению обсуждаемого возраста, ведь во многих штатах (Аляска, Дакота, Северная Каролина, Арканзас, Айова, Канзас и ряд других) водить машину можно, достигнув 14 лет. В других штатах действуют разные ограничения, но ни в одном из штатов они не превышают 16 лет.
Некоторые другие страны
В Новой Зеландии, например, чтобы только начать учиться водить машину, надо сначала сдать специальный тест, после успешной сдачи которого обучающийся получает ученические права. С этими правами он катается под присмотром взрослых водителей целых полгода, потом получает ограниченные права и наконец, опять же через полгода, так называемые полные права.
Страх смерти и возраст человека
«Осознание своей конечности, того, что можно умереть, как правило, не сформировано». «В 18 лет человек не знает, что смерть – это уход из жизни», – настаивает вышеупомянутый Зураб Кекелидзе.
Понятно, что у детей возрастом в 5 или даже 10 лет осознание смерти как прекращение жизнедеятельности организма начисто отсутствует. Они в таком нежном возрасте не могут понять и даже представить, что может получиться так, что тебя раз … и уже нет. А вот в случае с 18-летними тут можно поспорить насчет того, имеется ли у них этот страх смерти или нет.
Вспомним, кстати, что именно с этого возраста в нашей стране да и в других странах начинается призыв в вооруженные силы. Именно этот возраст у многих считается возрастом совершеннолетия. Конечно, люди бывают разные, некоторые и в 25 лет мало что осознают. Да, что там говорить, в наши дни попадаются и 35-летние экземпляры, у которых кроме ветра в голове ничего не обнаруживается. Почти все учителя любят поговаривать, что воспитание идет, целиком и полностью из семьи и с этим утверждением в принципе не поспоришь, за исключением того, что сейчас во многих случаях воспитанием будущих водителей занимается улица и интернет.
Легко можно представить себе ситуацию, когда начинающий автолюбитель, насмотревшись в сети каскадерских видеороликов, решает все увиденное испытать на себе и разбивает в хлам свою любимую «ласточку» и себя заодно. А может и еще кого-нибудь, кому не повезло оказаться поблизости от проведения таких «испытаний».
Поможет ли повышение возраста получения прав навести порядок на дорогах
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что повышать возраст выдачи прав конечно обоснованно, так как несколько повышается вероятность того, что права достанутся вполне полноценной, сформировавшейся личности. Но этого недостаточно!
Чтобы быть сколько-нибудь уверенным в том что, права не достанутся какому-нибудь потенциальному убийце или просто психологически неуравновешенному человеку, нужно попробовать ввести специальное, обязательное тестирование, по итогам которого и будут выдаваться права.
В Германии, например, существует так называемый «тест на идиота», представляющий из себя проверку на наличие у испытуемого логического мышления. И не важно в данном случае, насколько хорошо человек знает ПДД, не прошел тест – не получил права. Выглядит конечно слишком радикально, но ведь оружие тоже кому попало нельзя давать, даже если он хорошо умеет с ним обращаться. Машина ведь сама собой не управляет — куда повернул, туда и поедет, так же как и пистолет — куда направил, туда пуля и полетит.
Естественно, повышение возраста получения прав не может дать стопроцентной гарантии наличия порядка на дорогах. В любом случае, применение какой-то одной меры не даст необходмого эффекта. Только комплекс решений может дать определенный положительный результат.
Видео о возможности выдачи водительских прав с 16 лет:
Следует ли повышать возрастной ценз выдачи водительских прав?
По действующему в настоящее время законодательству получить права на управление транспортным средством в России можно достигнув 18 лет. Однако в последние годы всё чаще обсуждается возможность увеличения возрастного ценза на получение водительских удостоверений. Многие эксперты и простые водители задаются вопросом, следует ли повышать возраст выдачи водительских прав. Поговорим поподробнее о том, нужно ли выдавать права 18-летним или следует повысить минимальный возраст для водителей.
Как известно, автомобиль — это средство повышенной опасности, поэтому малоопытный или неадекватный водитель представляет определенную опасность для окружающих. Именно поэтому и существуют многочисленные ограничения, в том числе и возрастной ценз для получения прав на управление автомобилем. В России этот показатель составляет 18 лет для автомобиля и 16 лет для мопедов и легких мотоциклов.
Сегодня Минздрав предлагает совместно с Министерством юстиции внести соответствующие поправки в законопроект, подняв возрастной ценз для получения прав на управление автомобилем до 21 года. Мотивируется это решение тем, что молодые люди в 18 лет просто не осознают страх смерти и у них притуплено чувство опасности. Именно поэтому молодые водители зачастую не отдают отчет в своих действиях, что может привести к гибели как самого водителя, так и представляет опасность для других участников дорожного движения.
Почему следует понять планку выдачи прав на управление автомобилем
Специалисты отмечают, что у данного решения имеются как определенные недостатки, так и преимущества. Так, например, повышение возрастного ценза на получение водительского удостоверения до 21 года повышает вероятность выдачи прав на управление транспортным средством уже сформировавшимся и полноценным личностям. Однако люди, которые не осознают страх смерти в 18 лет, обычно и в 21 год также зачастую не отвечают за свои поступки. Поэтому в первую очередь при выдаче прав необходимо основываться не только на возрасте человека, но и на его эмоциональном типе, характере и общей адекватности поведения. Именно поэтому сегодня одним из условий получения водительских прав является предоставление медицинской справки с отметкой от психиатра. Чтобы быть полностью уверенным в том, что права получит психологический уравновешенный человек необходимо дополнить действующее законодательство обязательным требованиям по проведению тестирования, по итогам которого и будут выдаваться права. Подобная практика существует в Германии, где имеется «тест на идиота», по которому определяют наличие логического мышления у испытуемого.
Специалисты отмечают, что сегодня на дорогах в России складывается неприятная тенденция, когда автомобильные дороги становятся попросту не безопасными. В данном случае необходим комплекс мер, что и позволит решить данную проблему. Одним лишь увеличением возраста выдачи автомобильных прав до 21 года данную проблему не решить. Необходимо ужесточить законодательство в отношении автомобильных хулиганов и водителей, садящихся за руль в нетрезвом состоянии, а также решить проблемы с коррупцией в органах ГИБДД. Только таким комплексом мер можно будет решить имеющиеся проблемы с безопасностью на дорогах.
Почему возрастной ценз на получение прав зависит от страха смерти
Специалисты по психологии отмечают, что именно страх смерти влияет на те или иные поступки человека. Если водитель полностью отдает отчет всем своим действиям и понимает, что любая ошибка может привести к гибели, он всегда будет соблюдать правила дорожного движения, что и станет гарантией снижения аварийности на дорогах. Если же молодые люди не имеют страха смерти, то им свойственно нарушать правила дорожного движения, водить машину излишне агрессивно, а всё это и приводит к авариям со смертельным исходом.
Специалисты отмечают, что такой страх смерти, от которого непосредственно должен зависеть возрастной ценз для получения прав, появляется лишь у взрослых людей, которые полностью отдают отчет своим действиям. У детей до 10 лет такой страх смерти и осознание опасности практически полностью отсутствуют. Лишь к 15-18 годам мы начинаем понимать необратимость тех или иных действий, в том числе и смерти человека. Именно поэтому лишь с 18 или даже с 21 года можно выдавать права, так как человек будет полностью отвечать за все свои поступки и действия.
Как обстоят дела с выдачей прав на вождение автомобилей в других странах
В Европе и США сегодня отмечается тенденция к снижению возрастного порога для выдачи прав на управление транспортным средством. Так, например, в Словакии, Венгрии, Ирландии, Великобритании и Италии можно получить водительское удостоверение уже с 17 лет. А в таких странах как Норвегия, Израиль, Швеция, Франция и Германия права выдают даже шестнадцатилетним. При этом в этих странах отсутствуют какие-либо серьезные проблемы с аварийностью у молодых водителей.
Возможность выдачи прав на управление транспортным средством молодым людям обеспечивается за счет качественной подготовки водителей, а также наличия качественной системы тестирования в том числе и определения психотипа личности, что позволяет отсеять людей, которые не отвечают за свои поступки. А именно такие водители и представляют наибольшую опасность для других участников движения.
Несмотря на сниженный возрастной ценз получить права в развитых странах мира не так-то просто. В первую очередь самому обучению начинающих водителей тут уделяется куда большее внимание, нежели чем в России. Обучение в такой автошколе в США или в странах Западной Европы занимает до полугода, причём водители проходят многочисленные тестирования, которые и позволяют им в последующем получить заветные права на управление машиной.
В ряде стран имеются даже определенные ограничения на управление транспортных средств для молодых водителей. Так, например, в Новой Зеландии все молодые водители обязаны полгода ездить под присмотром взрослых опытных товарищей, стаж вождения которых превышает 5 лет. Это позволяет существенно снизить аварийность, избавляя от проблем с молодыми водителями.
Со скольких лет можно сдавать на права и водить автомобиль?
Минимальным возрастом, разрешенным для сдачи экзамена на вождение и получения водительских прав, является 16 лет. Из-за постоянного изменения норм российского законодательства у будущих водителей регулярно возникает потребность получения актуальной информации по данному вопросу. Так со скольких лет можно сдавать на водительские права? Со скольких лет можно водить автомобиль? Какой минимальный возраст установлен для получения водительского удостоверения в зависимости от вида транспортного средства? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Законодательная база
Сдача государственного экзамена на управление транспортным средством, возрастные ограничения на обучение и вождение автомобиля, а также сопутствующие вопросы регулируются такими нормативно-правовыми актами и документами:
- Гражданский кодекс (первая часть);
- Налоговый кодекс (вторая часть);
- Федеральный закон № 196-ФЗ, устанавливающий аспекты безопасности дорожного движения;
- Федеральный закон № 210-ФЗ о порядке предоставления государственных услуг;
- Указ № 711, объявляющий содержание дополнительных мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- Постановление Правительства РФ № 1090 о ПДД;
- Приказы Министерства Внутренних Дел России № 365, 206, в которых говорится о процедуре введения в законное действие водительского удостоверения, в том числе международного.
Водителям любых транспортных средств, для которых нужно наличие прав, в лицензированной для обучения автошколе преподают сначала общую программу, включающую штудирование общепринятых правил дорожного движения и практику оказания медицинской помощи на дороге, а затем проводят практические занятия по вождению, рассчитанные на установленное количество часов.
Возраст получения водительских прав
Возраст выдачи прав зависит от того транспортного средства, которым собирается управлять физическое лицо. Также для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия. В нижеследующей таблице представлены возрастные нормативы, в зависимости от категории транспортного средства, имеющегося стажа.
Категория транспортного средства | Возраст претендента | Пояснения |
---|---|---|
А1 (облегченный мотоцикл, объем двигателя — 125 куб. см) | 16 | — |
М (мопеды, а также легкие квадрициклы) | 16 | — |
А (мотоциклы, в том числе трех- и четырехколесные, с коляской, имеющие массу до 400 кг) | 18 | — |
В (легковые авто с массой не более 3500 кг, с количеством мест не более 8) | 18 | — |
ВЕ (легковые авто с прицепом) | 19 | На сдачу данной категории допускаются только водители, имеющие годовой стаж в категории В |
В1 (трициклы и квадрициклы) | 18 | Квадроциклы сюда не относятся |
С (грузовики средние и тяжелые с массой, более 3500 кг) | 18 | — |
СЕ (грузовики из предыдущей категории с прицепом) | 19 | Дополнительным условием является наличие одного года опыта в категории С |
С1 (грузовики с массой от 3500 кг до 7500 кг) | 18 | — |
С1Е (транспортные средства категории С1 с прицепом) | 19 | После получения годового стажа по категории С1 |
D и D1 (автобусы, не включая сочлененные автобусы с «гармошкой») | 21 | Те лица, которые проходят военную службу, могут уже в 19 лет сдавать на получение прав категории D, подкатегории D1, при этом управлять разрешается лишь теми транспортными средствами, которые принадлежат Вооруженным силам Российской Федерации или тем господразделениям, в которых проходит служба |
DE (прицепы к автобусам) | 19 | Только после сдачи на водительские права по категории D и прошествию одного года опыта вождения |
D1E (прицеп для небольшого автобуса) | 19 | Плюс одногодичный опыт с кат. D1 |
Е (устранена из водительских категорий) | — | — |
Tm, Tb (трамвай и троллейбус) | 21 | — |
Таким образом, в зависимости от вида транспортного средства, минимальный возраст получения водительского удостоверения и права управления составляет 16, 18, 19 лет, 21 год. Обучение правилам вождения в автошколе возможно и до достижения указанного в таблице возраста для определенной категории, но на момент сдачи экзамена на получение водительских прав нужный возраст уже должен наступить. В любом случае будущий водитель может начинать обучение заранее, однако, получение им официального документа может происходить не ранее строго установленного возраста.
Постановление Правительства РФ № 1097 от 24.10.2014 (ред. от 23.03.2017) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») не содержит ограничений выдачи документа по достижению предельного возраста. То есть пока медкомиссия признает гражданина годным для управления транспортным средством, он допускается и к сдаче экзаменов, и к вождению.
Заключение
Минимальный возраст для сдачи экзаменов на водительское удостоверение и получения права управления транспортным средством — 16 лет (норма действует для мопедов и легких мотоциклов). Максимально допустимый возраст для названных мероприятий законодательно не регламентируется.
МВД разработало новые правила получения прав
Такие новации содержатся в новых глобальных поправках, которые разработало МВД в закон о безопасности дорожного движения. Проект размещен для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru. Столь глобальной реформы, касающейся водителей, у нас не было уже более пяти лет.
Начнем с водителей автобусов и грузовиков. Согласно проекту поправок, открыть категорию “С” и “D”, а также подкатегории “С1” и “D1” смогут только те водители, у которых есть стаж управления категорией “В”. Либо ранее были открыта одна из выше перечисленных категорий. Например, у водителя есть права на управления легкими грузовиками, а он хочет водить автобус. Он сможет это сделать после прохождения обучения. А если у него есть стаж управления мотоциклом, то он не сможет сдать экзамен ни на права на грузовик, ни на автобус. Для этого потребуется сначала открыть категорию “В”.
До сих пор получить права на автобус и грузовик можно было, не имея никакого стажа.
Также предусматривается увеличение минимального возраста для получения права управления транспортом категории “D” до 24 лет, категории “С” – до 21 года. При этом, допускается снижение минимального возраста для получения прав категории “D” до 22 лет и категории “С” – до 19 лет в случае наличия стажа управления транспортом подкатегории “D1” и “С1” в течение не менее одного года соответственно.
Единственное исключение сделано для тех, кто прошел соответствующее профессиональное обучение в организациях, осуществляющих обучение водителей по направлениям военных комиссариатов, а также лиц, проходящих военную службу. До достижения указанными лицами установленного законопроектом возраста имеющиеся у них водительские удостоверения будут действительными при управлении транспортными средствами категорий “С” и “D” и подкатегории “D1”, принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.
По-прежнему высокой аварийностью отличаются водители-иностранцы. Так, в 2018 году по их вине произошло 5504 ДТП, что на 4,3 процента больше, чем годом ранее. В них погиб 631 человек. Это на 4,4 процента меньше. Ранения получили 7558, что почти на 3 процента больше, чем в 2017-м. По итогам 6 месяцев этого года по их вине произошло 2499 аварий. Прирост составил 3,3 процента. В них погибло 208 человек, что на 18 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Получили ранения 3491 человек. Это на 6,6 процента больше, чем в прошлом году.
Поэтому законопроект предусматривает обмен иностранных водительских удостоверений категорий “С” и “D” и подкатегорий “С1” и “D1” только после прохождения соответствующего профессионального обучения и сдачи экзаменов.
Не меньшую тревогу вызывает аварийность среди мотоциклистов. И виной тому молодость и горячность. Между тем директивой Европарламента и Совета Европейского Союза о водительских удостоверениях установлен минимальный возраст для управления транспортным средством категории “A”, составляющий 20 лет. Однако, допуск к вождению мотоциклов этой категории может быть разрешен только при наличии двухлетнего опыта вождения мотоциклов подкатегории “А2”. У нас такой в стране еще нет. Такой стаж не потребуется, если кандидат достиг возраста 24 лет.
Именно поэтому законопроект вводит новую подкатегорию мотоциклов “А2”. Это мотоциклы с максимальной мощностью, не превышающей 35 киловатт, и соотношением максимальной мощности к разрешенной максимальной массе не более 0,2 кВт/кг. Для этой подкатегории устанавливается минимальное возрастное ограничение 18 лет.
При этом, в соответствии с директивой, увеличивается минимальный возраст для получения прав категории “А” до 20 лет при наличии стажа управления мотоциклами подкатегории “А2” в течение не менее 2 лет. В случае достижения 24-х летнего возраста этот стаж не потребуется.
Водителям, имеющим право на управление грузовиками с прицепами, не придется сдавать экзамен и открывать категорию для управления легковушкой с прицепом. Если конечно, у него есть открытая категория “В”. Так, водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий “CE” и “DE” и подкатегорий “C1E” и “D1E”, будет подтверждать право на управление транспортными средствами категории “ВЕ” при условии наличия в водительском удостоверении категории “В”. Водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории “CE”, будет подтверждать право на управление транспортными средствами категории “ВЕ” и “DE” и подкатегории “С1Е” и “D1E”. При наличии у владельца водительского удостоверения категории “В” или “D” или подкатегории “D1” соответственно.
Законопроект также подробно рассматривает допуск на водителей с иностранными правами, обучение несовершеннолетних вождению. Более того в нем предусмотрена возможность для несовершеннолетних, успешно сдавших экзамены, до достижения восемнадцатилетнего возраста самостоятельно управлять транспортными средствами категории “В” с сопровождающим опытным водителем. Условия такого управления, в том числе требования к сопровождающему, предлагается определить Правительству Российской Федерации. Напомним, что, согласно действующему закону, по достижении 17 лет молодой человек может быть допущен к экзаменам в ГИБДД. Но права он получит только в 18 лет. То есть получается большой перерыв. Поэтому и собираются разрешить таким молодым людям управление с сопровождающим.
Ну и неприятная новость для тех, кто попался за рулем в нетрезвом виде, не имея права управления. То есть, у человека нет прав вообще, а он садится за руль пьяным. Или у его прав истек срок действия, и он попался за рулем в нетрезвом виде. Или отказался от медосвидетельствования. В этой ситуации максимальное наказание, которое ему грозит – до 15 суток административного ареста. Многие у нас давно рассматривают это наказание как отдых. Так вот, такие горе водители не будут допущены к экзаменам на права, а также не смогут получить водительское удостоверение у которого истек срок действия, до того момента, пока не пройдет срок, в течение которого водитель считается подвергнутым наказанию. То есть год, с момента, как его выпустят из-под ареста.
Такой поэтапный допуск к управлению – стандартная международная практика. В Германии категория “В” – базовая. Без нее невозможно получить допуск к управлению грузовиками. А без категории “С” – к управлению автобусами. В Республике Казахстан право управления транспортными средствами категории “С” предоставляется водителям, имеющим стаж управления транспортными средствами не менее трех лет, в том числе по подкатегории “С1” не менее одного года. В Республике Беларусь право управления транспортными средствами категории “D” предоставляется водителям, имеющим стаж управления транспортными средствами категорий “В” или “С” в течение не менее двух лет.
В странах европейского союза водительские удостоверения, подтверждающие наличие права на управление транспортными средствами категорий “C”, “D” и подкатегорий “C1” и “D1” выдаются только тем водителям, которые уже имеют право управления транспортными средствами категории “B”. При этом минимальный возраст для получения права управления транспортными средствами категории “D” составляет 24 года, категории “С” – 21 год.