Как можно и как нельзя ездить ночью
Путешествуем ночью: несколько простых советов
Близится лето, а с ним — сезон отпусков и дальних поездок. Не будет лишним напомнить основные правила ночного вождения. Для тех, кто собирается в «дальнобой» впервые, советы обязательны к прочтению.
Мистер Бин
Техническая сторона
Проверить состояние машины нелишне перед любой дальней поездкой. Ночью стоит уделить внимание элементам, обеспечивающим хорошую обзорность. Фары должны быть чистыми и отрегулированными. Ненастроенные будут плохо освещать дорогу и очень хорошо — глаза встречных водителей. Не обижайтесь, если в качестве урока получите от коллеги вспышку дальним светом. И хорошо, если это окажется обычная легковушка, а не увешанная прожекторами фура.
Фара Лады Весты
Щетки стеклоочистителя не настолько дорогая вещь, чтобы откладывать их замену. Раздражение от изношенных резинок в дождь днем и ночью — две огромные разницы. Потенциальная опасность от такой экономии колоссальна. В темноте даже при максимально возможном обзоре вовремя заметить можно далеко не все препятствия. Ветровое стекло тоже вносит свой вклад: трещины, затертости и следы пескоструя прозрачности ему не добавляют. Но тут уж вряд ли кто будет исправлять этот недостаток в авральном порядке: замена обойдется в несколько тысяч (а то и десятков тысяч) рублей.
Омыватели фар
Царство Морфея
Облегчить ночную поездку можно уже на стадии подготовки. Первый и самый очевидный пункт — как следует выспаться. У каждого человека свои биологические часы, так что при планировании времени недурно будет свериться и с ними. Равно как и в целом оценить, способны ли вы бодрствовать всю ночь напролет, не утрачивая необходимого внимания.
Заснул за рулем
Если отправляетесь в путь с пассажирами, то это не всегда во благо. На иного человека вид «сонного царства» вокруг действует посильнее снотворного. Лучше, если попутчик способен развлечь разговором: и вам бодрее, и ему уверенность в том, что рулевой не клюет носом. Совсем отличный вариант — надежный второй водитель, которому можно доверить руль и со спокойной душой отправиться в гости к Морфею.
К слову, спящие пассажиры накладывают на человека за рулем дополнительную ответственность. Они не увидят опасность заранее и, следовательно, не смогут приготовиться к возможной аварии. Их позы не совпадают с теми, которые закладывали разработчики систем безопасности. Это означает, что при столкновении ремень и надувные подушки не смогут их защитить или же вовсе окажутся опасными.
Как бороться со сном?
Сон — главный враг водителя на ночной дороге. Для борьбы с ним есть немало рецептов. Не стоит набивать желудок непосредственно перед поездкой. После сытной трапезы организм естественным образом хочет отдохнуть. При проявлении первых признаков сонливости самым разумным будет сразу же остановиться и вздремнуть. Для восстановления сил на несколько часов хватит 20–30 минут. Стоят ли такие потери времени потенциальных неприятностей? И, кстати, засыпание за рулем опасно тем, что зачастую происходит абсолютно незаметно для водителя. Перед его глазами все та же дорога, только уже не реальная, а снящаяся.
гаджет для водителя антисон
- Периодически приоткрывайте окно, запуская в салон свежий воздух. Метод особенно действенен зимой, но и летом дополнительный шум поможет взбодриться. Правда, во втором случае есть риск, что зной перебьет свежесть от кондиционера, и тогда эффект окажется прямо противоположным.
- Засыпающего водителя на время спасет работа челюстями: грызите шоколад, орешки, чипсы, выпейте прохладной воды.
- Классические способы борьбы со сном — кофе и энергетики. На большинство людей они оказывают то влияние, какое и должны, однако некоторым не помогают или даже ухудшают самочувствие. К примеру, если к сонливости добавится еще и головная боль, то безопасность это явно не повысит.
- Наконец, не забывайте о самых простых «раздражителях» — энергичной музыке, разговоре с пассажиром, легкой зарядке на обочине, умывании.
- Еще один, дедовский способ, предлагает положить под язык дольку лимона.
На ночной трассе оптимальным выходом может показаться «езда за лидером» — машиной, едущей в одном темпе с вами. Действительно, можно абстрагироваться от всех забот и на автомате повторять движения габаритных огней впередиидущей машины. Однако есть две опасности. Если первый водитель ошибется, то в аварию, скорее всего, вы угодите вдвоем. Расслабленность не позволит быстро среагировать на изменение ситуации. Вдобавок монотонность быстро введет вас в сонное состояние, и бдительность уменьшится еще сильнее. Это не значит, что подобным методом нужно пренебрегать, но и злоупотреблять не стоит.
Игра света
Большинство российских трасс представляют собой дороги с одной полосой движения в каждую сторону. Но сюрпризы случаются и при такой примитивной схеме. На перекрестках посередине может появляться полоса для поворота, а основной ряд уходить правее. Не среагируете на такое изменение конфигурации зимой — рискуете влететь на неочищенный участок и потерять управление.
В российских ПДД предусмотрена «замечательная» разметка 1.2.2, белая пунктирная линия, обозначающая край проезжей части. Ее штрихи отличаются от тех, что применяются при разделении полос, но распознать их на ходу — та еще задача. На незнакомой дороге можно вместо соседнего ряда оказаться в кювете. По счастью, дорожники наносят эту разметку крайне редко.
Не стоит расслабляться и на многополосных трассах. В России на них часто встречаются разворотные круги: ряды уходят вправо, а посередине возникает полноценное круговое движение для плавных разворотов. Тут уже есть все шансы не просто проехать по разметке, а качественно пропахать газон.
Кстати, в качестве помощника можно использовать навигатор. На его карте изгибы шоссе отражены достаточно точно, чтобы иметь представление о том, что ждет впереди. Главное, выбрать подходящий масштаб изображения.
Ночная дорога
Самый тонкий момент езды по ночной трассе — пользование дальним светом фар. Психологически всем хочется видеть больше, но держать полную иллюминацию постоянно включенной нельзя. Приглушить освещение нужно не только при встречном разъезде, но и догоняя попутный автомобиль. Ослепить через зеркала можно не хуже, чем «в лоб». А выйдя на обгон, вы скорее всего увидите, как попутчик выключит свой дальний свет, обеспечивая комфорт уже вам. На зимней, покрытой снегом трассе существует еще одна опасность. Тепла от ламп накаливания хватает, чтобы растопить осевший на задних фонарях снег и лед. Современные светодиоды этого полезного качества лишены. В результате можно «причалить» в абсолютно слепой сзади автомобиль. Особенно опасны фуры: на их корме снег скапливается охотнее и в больших количествах, чем на легковушках.
Правила дорожного движения требуют, чтобы при встречном разъезде дальний свет был выключен не менее чем за 150 м до машины или на большем расстоянии, «если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого». И как правило, необходимость в этом действительно есть. Виной тому убогая разметка и инфраструктура российских дорог. Автомобиль может быть еще за 300–500 м, а от его засветки уже не видно край дороги. В данном случае необходимо проявлять вежливость. Особенности рельефа могут вносить коррективы в пользование дальним светом. На подъемах, спусках и поворотах в зависимости от взаимного расположения машин может слепить даже ближний свет или, напротив, абсолютно не мешать дальний. Увидев за изломом дороги засветку от встречных фар, не ждите, когда они появятся целиком, приглушите свет заранее.
Ночная дорога
При встречном разъезде нужно помнить несколько нехитрых правил. Одна горящая фара не всегда означает мотоцикл. Возможно, это «одноглазая» машина. Тут стоит предусмотреть худший вариант: перегорела левая, ближняя к вам лампа, и весь корпус автомобиля находится правее источника света. В этом и любом другом случае будет нелишним снять ногу с педали газа, пока вы не видите ситуацию на собственной полосе.
Ночная дорога
Смотрите не на фары приближающейся машины, а в сторону, лучше всего — на границу асфальта и правой обочины или разметку, дабы не потерять дорогу. Существует еще такая рекомендация: закрыть один глаз, смотря на дорогу вторым. Когда встречный автомобиль проедет, первый глаз будет видеть дорогу, как и раньше, а у второго будет время на восстановление. При ослеплении ПДД требуют включить аварийную сигнализацию и снижать скорость, не меняя полосу движения.
Если встречный силуэт напоминает грузовик, предусмотрите больший боковой интервал: прицеп или кузов могут выходить за габариты кабины. Наконец, при обгоне помните: в темноте представление о расстоянии искажено, и встречная машина может оказаться гораздо ближе, чем вам кажется. Кроме того, вы не видите рельеф дороги — низину, где может скрыться еще один автомобиль, крутой поворот, выезд со второстепенной дороги.
Напоследок главное правило ночной езды. Вы видите лишь несколько десятков метров, освещенных вашими фарами. За ними может твориться все что угодно, и нужно быть готовым к любой опасности.
Жизнь в темноте. Как можно и нельзя ездить ночью?
Настроить и помыть машину
Перед ночным вояжем необходимо тщательно подготовиться к путешествию. Протрите cтёкла и фары от наслоений грязи и пыли. Часто дорожная пыль выступает фильтром, отсекающим важную часть спектра. В особенности это актуально для ксеноновых фар, которым омыватели нужны, как воздух. Галогенные лампы работают на более тёплых частотах, но кристальная чистота не помешает и им.
Когда всё готово к дальнему путешествию, стоит понизить светимость панели приборов. За городом освещённость трассы резко снижается, яркие приборы начинают слепить. Регулятор их яркости обычно скрыт под рулевой колонкой. А нащупывание его в пути влечёт за собой потерю внимания. В общем, лучше настроить всё заранее.
Больше освещения
Ещё до наступления ночи, то есть в сумерках, необходимо самому позаботиться о видимости своего автомобиля. Ближний свет фар должен быть исправен. Если горит только одна фара, это может ввести окружающих в заблуждение о расстоянии и о местоположении вашей машины. А значит, возможны неадекватные действия водителей. К примеру, кто-нибудь пойдёт на обгон прямо в лоб, в ночи приняв автомобиль с одной фарой за далёкий грузовик. Если отказаться от поездки невозможно, то гореть должна левая фара. Таковы требования ПДД. Вдобавок можно включить и противотуманки.
Держаться подальше от «одноглазый»
Если такой «одноглазый» уже встретился вам, то лучше держаться поближе к правой обочине. Невозможно предсказать, что за транспортное средство несётся навстречу. Это может быть мотоцикл, «ослепший» грузовик, трактор с выступающим прицепом или прочие сельские самоделки. «Одноглазых», габариты которых крайне сложно оценить, надо опасаться.
Захватить электронного штурмана
Очень пригодится в дальней дороге навигационная система. Обычно в осенние ночи, да ещё в пасмурную погоду, видимость падает максимально, отчего конфигурация трассы не просматривается. Если выкрутить карту на максимальное приближение, то по экрану можно следить за грядущими поворотами и степенью их крутизны. Это поможет при планировании обгонов. Посматривая на карту время от времени и руководствуясь разметкой или знаками, можно выбрать относительно безопасный участок для совершения манёвра. Но не забывайте также смотреть и на дорогу!
Помнить о выскочках
На длинных прямиках, где дорога идёт ровно по одной линии, тоже расслабляться не стоит. Встречный транспорт вы можете не увидеть из-за особенностей местности. Дело в том, что дорога зачастую идёт не строго горизонтально, а гигантскими волнами, в низинах способен спрятаться не только легковой транспорт, но и фуры. В общем, если вдали промелькнули огни, не стоит расслабляться, надеясь, что это «лишь померещилось». Спрятавшийся автомобиль способен выскочить из полной темноты в самый неожиданный момент.
Следить за светимостью воздуха
Предсказать появление приближающейся машины можно по отражённому свету её фар. От дальних прожекторов, в особенности светодиодных, окружающая атмосфера чуть-чуть люминесцирует. Свечение бежит впереди машины и заметно издалека, даже когда она скрывается за холмами. Кроме того, свет отражается от верхушек деревьев и даже от низко стелющихся облаков. Поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающих объектов. Если есть хоть минимальная светимость, то сложный обгон рискует обернуться неприятностями.
Не слепнуть
При приближении встречного автомобиля лучше переводить взгляд на самый край правой обочины. Тогда можно избежать кратковременного ослепления фарами, в особенности, если какой-то хам не пожелал переключить «дальний» на «ближний». Передняя полусфера всё равно будет просматриваться боковым зрением, а при уводе зрачка в сторону удаётся избежать попадания на него прямых лучей. Кроме того, граница между асфальтом и обочиной просматривается намного лучше, чем сползающая белая разметка.
Сбавить скорость
Перед разъездом с встречным транспортом лучше сбросить скорость, чтобы тормозной путь укладывался в длину освещаемого фарами пространства. Это особенно актуально после переключения дальних прожекторов на ближний свет. К примеру, едешь быстро с мощными светодиодными лампами и видишь всё отменно на 150 метров вперёд, но после рывка рычажка на себя на окружающее пространство падает ночь и дорога впереди обволакивается чёрным покровом. Все предметы на дороге, ямы, куски вулканизированных покрышек, а также животные теперь выскакивают из темноты за 40-60 метров от машины. Лучше сбавить скорость до 70 км/ч. Рассчитать безопасную скорость просто. На принятие решения уходит 1 сек, и машина проскочит за это время примерно 19 м, ну а для торможения нужен ещё 31 м. Получается 50 м, а это как раз длина пути до полной остановки у легковых автомобилей на сухом асфальте со скорости 70 км/ч.
Следить за мелькающими фарами
Дикие животные ночью представляют особую опасность. Они плохо заметны в темноте и могут непредсказуемо броситься под колёса. Но есть неплохой способ их обнаружения. Обычно лоси могут стоять на обочине или прямо на асфальте и глазеть на огни транспорта. Заметить издалека их трудно. Но если дорога изгибается, то в свете встречных фар можно разглядеть быстрое мелькание каких-то предметов. Это могут быть кусты или животные. Игнорировать мелькание нельзя ни в коем случае. Лучше снизить скорость до 50-60 км/ч.
Не обгонять сразу крупногабаритный транспорт
Если впереди замаячила жёлтая мигалка, нужно быть предельно внимательным и прижаться к обочине. Проблесковые маячки жёлтого цвета, помимо дорожных служб, принадлежат ещё и перевозчикам крупногабаритных грузов. Большие промышленные объекты любят перевозить ночью на многоколёсных платформах, когда дороги относительно свободны. Это могут быть промышленные котлы, железные башни или иные громоздкие конструкции. Такие платформы опасны на поворотах, так как они «режут» траекторию и забираются на встречную полосу. Ну а во время обгонов мигающих тихоходов лучше использовать прямые и хорошо просматриваемые участки.
Как можно и как нельзя ездить ночью
Статья о том, как можно и нужно ездить ночью — как управлять машиной в темноте, подготовка к поездке, как не заснуть за рулем. В конце статьи — видео об ошибках водителей на ночной дороге.
Содержание статьи:
- Преимущества и недостатки ночного движения
- Как управлять автомобилем в темноте
- Главные упущения
- Готовимся к ночной дороге
- Как не заснуть за рулем
- Видео об ошибках водителей на ночной дороге
Темнота непредсказуема. Никогда не знаешь, что ждет тебя там, за поворотом. Несмотря на это, находится немало любителей ночных путешествий. Да и каждому водителю точно представится момент, когда срочно придется куда-то ехать ранним утром или поздним вечером. Нелишним будет обезопасить себя нужными знаниями — ведь по статистике, большая часть серьезных ДТП происходит именно в темное время суток.
Преимущества и недостатки ночного движения
Безусловно, по ночам свободней на дорогах. Машин гораздо меньше, нет пробок, и частично отключены светофоры. Пешеходы большей частью спят и не мешаются на пути. Да и попасть в другой город за несколько сотен километров гораздо продуктивней утром, чем под вечер. В летнее время есть еще один плюс – солнце не слепит и не пытается «прижарить» водителя к сидению.
Однако, к великому сожалению, проблем в позднем путешествии больше, чем кажется на первый взгляд. Основная трудность заключается в том, что видимость ограничивается только подсвеченными объектами. Все, что остается во мраке, может таить огромную опасность. Даже если угрозы не видно, то совсем не значит, что ее нет.
Усугубляют дело и постоянно мелькающие источники освещения (приборная панель, уличные фонари, фары встречных и попутных автомобилей). От резких переходов от темноты к яркому свету и обратно можно на несколько секунд и вовсе дезориентироваться в пространстве и потерять управление.
Чего уж говорить о естественном желании спать в такое время. Количество жертв ДТП регулярно растет и исчисляется тысячами из-за задремавших на секунду водителей. Всего один миг ежедневно приносит страшное горе участникам аварий и их близким.
Как управлять автомобилем в темноте
Главные упущения
Ошибаться могут все, но, в некоторых обстоятельствах это может стоить жизни и здоровья. Ночная дорога требует максимального внимания и концентрации. Есть ряд серьезных, часто допускаемых просчетов:
-
Никогда не забывайте, что ночью искажается восприятие скорости, дистанции и окружающего пространства. Все эти параметры невозможно определить на глаз в темное время суток. Поэтому не выходите на обгон перед встречными автомобилями. Расстояние до них может оказаться гораздо меньше, чем вам кажется.
Соблюдайте дистанцию! Причем старайтесь, чтобы она была больше минимально необходимой. В темноте бывает сложно отличить габаритные огни от тормоза. А может получиться и так, что машина спереди не заметит препятствия и совершит столкновение, тут только достаточное расстояние поможет вам вовремя среагировать и не последовать за ней.
Ни в коем случае не гасите габаритные огни при остановках. Особенно если это неосвещенная обочина трассы.
Обязательно переключайте свет с дальнего на ближний, когда впереди едет другой автомобиль в попутном направлении. Иначе слепить во все зеркала вы его будете больше, чем встречные машины.
В снегопад, туман и сильный дождь дальний свет не поможет, а только ухудшит видимость. В интенсивные осадки пользуются ближними фарами вместе с противотуманными огнями.
Готовимся к ночной дороге
Как не заснуть за рулем
Как уже упоминалось, сон за рулем редко заканчивается без жертв, поэтому стоит научить свое тело бороться с первыми признаками дремоты:
- Если пристроиться в пути за другой машиной, ее фонари будут отвлекать внимание и отгонять сонливость;
- Разговаривайте с пассажирами, попросите их следить за вашим состоянием;
- Включите веселую, ритмичную музыку. Если нет дисков, поймайте радио для тех, кто в пути;
- Возьмите с собой кислые леденцы или дольки лимона — они очень хорошо бодрят;
- Заварите в термосе крепкий чай или кофе. Выпейте энергетик;
- Ватка с нашатырем тоже быстро приводит в чувства;
- В машине не должно быть жарко, откройте окно или включите посильней кондиционер;
- Притормозите на остановке, выйдите из машины. Сделайте зарядку, подышите свежим воздухом, умойтесь прохладной водой;
- Если ничего не помогает, и в сон клонит все равно, не рискуйте своим и чужим здоровьем, остановитесь в безопасном месте или гостинице. Поспите несколько часов и продолжайте движение на ясную голову.
Управлять автомобилем ночью намного сложнее, чем днем. Угрозы скрыты от глаз, чем становятся еще коварней и опасней. Если у вас есть возможность не пользоваться машиной в темное время суток, постарайтесь этого и не делать. Когда вариантов не остается, и ехать нужно все равно, будьте внимательны, не забывайте основные правила безопасности. Не подвергайте риску себя и жизнь тех, кто вам дорог. Счастливого пути!
Видео об ошибках водителей на ночной дороге:
езда по трассе в ночное время суток
Опции темы
Поиск по теме
езда по трассе в ночное время суток
Здравствуйте!
Хотим в этом году отправиться в отпуск естественно на машине Тюмень-Витязево. Решили выехать из дома ночью часа в три. Скажите кто ездил или ездит по трассе в ночное время. Много машин в это время суток или нет. Опаснее чем днём? И как тяжело потом ехать ещё весь день. За рулём будет муж, в основном, но я его буду подменять периодически. И всё же дайте дельные советы.
Мы предпочитаем ездить только в светлое время суток, а ночью спать, ведь мы путешествуем в отпускное время. Отдых у нас начинается с первой минуты поездки. В темное время можно яму на дороге не увидеть, встречные слепят и проч.
Выезжайте лучше часов в пять, предварительно уложившись спать часов в девять. До 21-22 часов в первый день сможете проехать. Дальше по самочувствию Прежде всего включайте голову. Захотите спать днем – поспите! Подвигов на дороге не надо! Вы отдыхать едете, а не участвуете в ралли. 🙂
По знакомым местам никаких проблем, по незнакомым нужен навигатор для ориентировки, и обратите внимание в каком состоянии у вашей машины лобовое стекло. Если заметно потерто дворниками встречные будут слепить сильно. В три утра из Тюмени, Урал будете проходить днем – вот это проблема, гайцы, фуры.
Езжу с Салехарда в отпуск уже много лет на машине, в том числе и через Тюмень. 2 раза ездил в Сочи. Ездить приходится как днем так и ночью. День есть день и ехать лучше днем,но ночью трасса свободнее. А так ночью не особо выигрываешь, т.к. я езжу осторожно и скорость ночью не большая. Бывет в темноте кажется едешь 130-140, а глядь на спидометр-всего 80 :))
[QUOTE=Yuri65;1119479049]Выезжайте лучше часов в пять, предварительно уложившись спать часов в девять. Перед началом пути адреналина в крови навалом,так что лечь то можно и пораньше,но нормально не поспишь.Лучше уж перед этим в обед часика два поспать.С остальным согласен.Ночью плохо передвигаться еще из за того,что понатыкали ксенона китайского куда только можно и нельзя,слепят жуть.
Если машин мало и можно ехать с дальним светом – то ненамного хуже чем днем. Но такое удавалось проделывать только в объезд магистралей. и на участке Тотьма – В.Устюг 🙂
А так ночью люблю ехать, по знакомым местам, неспеша, когда не хочется окрестности обозревать 🙂
Езда ночью-лотерея 50 на 50. даже по знакомой дороге.
Но все равно люблю ездить ночью зимой)
При разъезде ночью со встречкой, постарайтесь не смотреть на ее фары, смотрите на дорогу впереди своей машины (сначала сложно, глаза сами поворачиваются посмотреть на фары встречки)
в 3 часа летом выезжать самое то. едьте не бойтесь.
не соглашусь! Ибо скоро рассвет и наступает там такое время, что ещё плохо видно дорогу, а фары уже не освещают. За эти пол-часа сильно устаёшь
смотреть надо на свою обочину чуть вперёд!
не соглашусь! Ибо скоро рассвет и наступает там такое время, что ещё плохо видно дорогу, а фары уже не освещают. За эти пол-часа сильно устаёшь
в Тюмени летом белые ночи и в 3 часа уже самое то, пока из города выедут, пригороды освещенные проедут уже светло, солнце в затылок светит к 8-9 утра можно 500 км легко сделать пока фуры появятся.
От погоды ещё зависит комфортно ли будет ехать ночью. Где-то туман, где-то дождь, а если разметка обочины отсутствует и покрытие не очень так лучше не рисковать.
Поддержу! Чтобы выехать в три. надо встать в два как минимум, поесть, вспомнить не забыл ли что-то, сходить в гараж, подогнать автомобиль, догрузить то, что не стали в предыдущий день, плюхнуться в кресло и. начинается расслабон 🙂 Аккурат через полчаса-час вас накрывает волна сонливости (недаром же большинство боевых действий начинается в предрассветный час, когда самый глубокий сон). Спящие попутчики, которые уверенны в вас, плохая компания! Начинаются мучения: бодрящую музыку не включишь (забота о ближних), зевота одолевает, плюс глаза больше напрягаются из-за слабой видимости дороги. Лучший итог такого состояния – начинаешь будить сменщика (если таковой имеется) и пытаешься уснуть.
Я бы на вашем месте выезжал не в 3 ночи (до этого всё равно нормально поспать не получится), а после обеда. Выспитесь нормально дома в кроватке, к тому же когда выезжаешь не с самого утра такого сильного мандража нет. Потом с обеда до вечера доедете нормально по относительно незагруженной дороге до Челябинска и на перевалы М5 выходите в ночь. Трасса пустая.
Ехать или не ехать ночью? Вопрос философский. Но, если ехать, то однозначно федералками – дорога прямая, разметку видно, с ориентированием проблем нет. Когда я выдвигаюсь в те края, то поступаю аналогично. В обед выезжаю из дома, часиков 7 спустя, проехав незагруженный участок Троицк-Магнитогорск-Белорецк-Уфа, выхожу на М5. До Сызрани иду с довольно высокой средней скоростью по относительно пустой трассе и часа в 3 ночи там. Время ещё не такое позднее и это под силу каждому без подмены. А дальше – уже можно и вздемнуть.
тоже не одобрю старт в 3 ночи. Если жаворонки – стартуйте в 6-7. Если совы – с вечера.
Все очень индивидуально, но нам за час никогда не удавалось собраться. Надо принять душ – иначе будешь как зомби ходить, приготовить, поесть, убрать. Упаковать продукты, разместить шмурдяк. много мелочей вроде, а время забирают. В итоге вставать придется в 1 час ночи – уж лучше не ложится. Тем более правильно тут писали – перед стартом состояние возбужденное, трудно уснуть раньше.
Мы, особенно я, совы. Поэтому от попыток стартовать рано утром (но не в 3) в субботу быстро отказались.
Выезд планируем на 8 вечера в пятницу, после рабочего дня. Реально всегда стартуем в 9 вечера. Если удается заиметь несколько часов отгулов, то раньше. К 2-3 ночи проезжаем Кемерово и там укладываемся часа на 4. Усталости еще нет, мне этого хватает, а жена кемарит помаленьку. В 2-4 дня на пару часов отдаю руль жене, отдыхаю, как могу.
Ночами тоже ездим, но по обстановке, когда спешим. Как правило, на обратном пути