Style-2.ru

Все про авто

В России грядет глобальная реформа ТО

В России грядет глобальная реформа ТО

Статья о грядущей реформе техосмотра в России — особенности проведения ТО, детали нововведений, советы. В конце статьи — видео о предстоящих нововведениях в области техосмотра.

Содержание статьи:

  • Начало системы ТО
  • Результаты предыдущей реформы
  • Нововведения
  • Что дополнительно предлагают ужесточить власти
  • Видео о предстоящей глобальной реформе техосмотра

Российское правительство очень серьезно решило взяться за автомобильное законодательство и повысить безопасность на дорогах. Автомобилистам следует готовиться к тому, что поблажек станет еще меньше, а обязанностей и ответственности — намного больше. В том числе серьёзно изменится процедура прохождения технического обслуживания, причем как для автовладельцев, так и для операторов станций СТО.

Начало системы ТО

Пока еще действующая система работает с января 2012 года, когда документ о техосмотре стал требоваться только для оформления полиса ОСАГО. Помимо водителей общественного транспорта, такси и техники, перевозящей опасные грузы, все остальные автовладельцы были освобождены от административной ответственности за использование не имеющего ТО автомобиля.

Тогда же был введен документ под названием диагностическая карта, где ставилась отметка о проверке ключевых деталей и узлов автомобиля и вывод о его техническом состоянии, допуске или недопуске к выезду на дорогу. Именно с этой картой водитель ежегодно отправлялся в страховую компанию за полисом ОСАГО.

Результаты предыдущей реформы

Когда техосмотр производила ГИБДД, процедура занимала длительное время, инспекторы манкировали своими обязанностями, а в очереди на ТО можно было провести десяток часов.

В руках частных СТО процесс существенно ускорился и стал занимать не более получаса, в течение которых оператор проверял 65 обязательных мест в автомобиле: тормозную систему, световые приборы, стеклоочиститель и стеклоомыватель, количество загрязняющих веществ в выхлопных газах и прочее.

Для автовладельцев наступили счастливые дни, а вот сотрудники ГИБДД заметили неприятную статистику – ежегодно стало расти число ДТП по вине неисправных автомобилей. Только в 2017 году всего за полгода такие машины спровоцировали более 3 тысяч аварий, в которых погибло 445 человек и еще 4,5 тысячи получили травмы.

После ряда проверок выяснилось, что диагностическую карту с идеальными показаниями автомобиля может получить абсолютно каждый автомобилист за определённую сумму. Так называемые «эксперты» даже не просили представить им транспортное средство, направляя владельцу заполненную карту в электронной форме, ведь наличие «живой» печати и подписи законодательством также было отменено.

Проверяющие органы подсчитали, что порядка 80% диагностических карт являются фальшивыми и выданы без реального осмотра. Те же СТО, которые действительно осуществляют проверку, тратят на процедуру не более 10 минут при потоке в 7 десятков машин в день.

Нововведения

В январе прошло очередное совещание департамента индустрии и инфраструктуры с Минэкономики, а также отдельные переговоры специальной рабочей группы с целью проработки масштабных и радикальных изменений в законодательство о техническом осмотре автотранспорта. Власти предлагают максимально серьезно подойти к проблеме – автовладельцев штрафовать за поддельное ТО, а операторов техцентров — лишать свободы за непроведение осмотра.

Информация о нововведениях просочилась в прессу еще летом 2017 года, полномочия по реализации которых было задумано возложить на сразу на несколько государственных структур. Предварительно были озвучены штрафные санкции для водителей, чье транспортное средство не прошло осмотр или с технической стороны не соответствует информации в диагностической карте. Они составят всего 800 рублей.

Причем инспекторам ГИБДД даже не придется останавливать машину для проверки документов — штраф можно будет наложить дистанционно благодаря системе видеокамер. Автомобиль проедет под камерой, та отправит данные в автоматизированную систему (ЕАИСТО), где будет проверено наличие диагностической карты. При ее отсутствии или истечении срока действия автоматически владельцу будет направлен штраф.

Что дополнительно предлагают ужесточить власти

Усилить ответственность операторов СТО

Если сейчас наказанию подлежат только сами юридические лица, то после реформы каждый конкретный оператор, выдавший карту без фактического осмотра машины, будет оштрафован, согласно КоАП, в размере 10 тысяч рублей. Само юридическое лицо будет оштрафовано крупнее — на 300 тысяч рублей.

Также предлагается искоренить практику подписи карты аккредитованным экспертом, тогда как в действительности процедуру осмотра провел некий безвестный механик без должного образования и опыта. Подобное действие будет подпадать под изменения в статью 264.2 Уголовного Кодекса о внесении недостоверных сведений в документы, за что последует наказание в виде:

  • штрафа в пределах 80 тысяч рублей или полугодовой заработной платы виновного сотрудника;
  • лишения права на занятие определенным видом деятельности или назначения на конкретные должности сроком до 5 лет;
  • принудительных работ сроком до 4 лет;
  • в случае летального исхода и иных тяжелых последствий вследствие проступка должного лица СТО он может быть лишен свободы на срок до 4 лет.

Сформированная диагностическая карта будет иметь электронный вид и подписываться усиленной электронной подписью эксперта.

Видеозапись техосмотра

В случае принятия закона чиновники заставят каждый пункт техобслуживания оснащать соответствующей видеоаппаратурой для осуществления съемки проведения осмотра. В таком случае при получении жалобы на СТО или при выявлении инспектором ГИБДД фальшивой диагностической карты Ространснадзор запросит фото и видеофайлы для анализа проведенной процедуры.

Дополнительно предлагается установить для каждого конкретного пункта СТО предельную пропускную способность транспортных средств и время осмотра одного автомобиля. Таким образом, станции, не имеющие достаточных мощностей и количество специалистов, не смогут «обслуживать» по несколько сотен машин ежедневно.

Контроль РСА

Львиную долю обязанностей по контролю над работой операторов техцентров предполагается передать Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Как раз именно РСА займется проверкой СТО и уровня знании его сотрудников, анализом технической оснащенности и расчетом пропускных возможностей диагностических линий. Не исключено, что в ведение страховщиков перейдет и база данных ЕАИСТО, и ведение реестра операторов.

При новых правилах в результате ДТП, произошедшего по вине неисправного автомобиля, страховая компания будет вправе направить автовладельцу регрессивный иск. Закон об ОСАГО будет соответствующим образом откорректирован, чтобы страховщики пользовались своим правом на законных основаниях.

Окажется ли новая реформа, насчитывающая сотню страниц поправок, эффективнее предыдущей? Уже сейчас чиновники весьма скептически отнеслись к идее уголовной ответственности операторов технических станций за недобросовестный осмотр. Не меньше споров вызывает и предложение о видеофиксации, так как следует определить, кто будет оплачивать работу по установке камер в каждом СТО.

Союз страховщиков в свою очередь требует либо увеличить стоимость полиса ОСАГО, не менявшуюся с 2012 года, либо поднять плату за прохождение техосмотра. Раз РСА в несколько раз увеличат нагрузку за счет ведения сразу двух автоматизированных систем и контроля над СТО, они хотят пропорционального повышения оплаты своего труда. При прошлой реформе страховщикам уже пообещали прибыли от зависимости прохождения ТО и получения полиса ОСАГО. Фактически же им пришлось компенсировать «убытки» по страховании как раз за счет продажи диагностических карт.

Чтобы страховщики ответственно и чутко следили за расширившимся хозяйством и выполняли свои новые функции, за их действиями будет следить даже не МВД, у которого заберут все базы данных, а особое подразделение Центробанка. За операторами техцентров, помимо РСА, будет дополнительно следить Ространснадзор, которому эти действия потребуется порядка 200 миллионов рублей и расширение штата сотрудников, а так как число обязательных для проверки параметров из 65 единиц планируют расширить едва ли не до сотни, работы предстоит очень много.

Читать еще:  Замена масла ниссан террано

Видео о предстоящей глобальной реформе техосмотра:

Новости Москва

17.01.2020

Новости , Кратко , Популярное , Интервью

«Путина уберут последним…»: в России произошел тихий госпереворот – власть захватила теневая элита

Транзит власти в России состоялся. Как считает известный политолог, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий, пока администрация президента работала над переходным периодом, рассчитанным на 2026-2028 годы, чиновничья номенклатура из правительства, долгое время остававшаяся в тени, совершила тихий переворот. В интервью РИА «Новый День» эксперт высказал свое видение последних громких политических событий, в том числе какая роль в происходящем отведена экс-премьеру Дмитрию Медведеву и президенту Владимиру Путину.

Страна «влетела в конституционный кризис»

Как считает Кагарлицкий, содержание послания главы государства Федеральному собранию оказалось либо пустым, либо практически невыполнимым в рамках правового поля. «Перемены назрели, но они (политическая элита) сделали все, чтобы содержательные перемены предотвратить. Все то, о чем президент говорил в послании, не имеет отношения к реальным общественным и политическом переменам. Речь идет о том, чтобы попытаться успокоить общественное недовольство с помощью ряда мер демографической политики. Причем, они пытаются выдать социальный кризис за демографический, и все дело свести к вопросу о падающей рождаемости», – подчеркнул политолог.

При этом эксперт обратил внимание, что демография – только часть масштабного кризиса. «Но неплохой демографический пакет ситуацию не изменит, даже в плане рождаемости не даст особых изменений. Сам по себе он довольно хороший, другой вопрос – будет ли он выполнен. Скорее всего, по целому ряду причин – нет», – полагает Кагарлицкий.

По его оценке, для выполнения поставленных главой государства задач необходимо пересматривать весь бюджет. «Люди, которые писали послание, судя по всему, совершенно не понимают, как работает эта система. Они просто имеют о ней общее представление. Там ряд вещей, которые технически невыполнимы уже на уровне простых элементарных бюрократических действий. Например, требование с 1 января ввести весь пакет мер по демографии предполагает перекройку всего российского бюджета – даже вплоть до пересмотра бюджетных правил. Это может быть сделано только задним числом, непонятно в какие сроки. Скорее всего, что-то будет сделано, но совсем не то, что люди услышали», – выразил уверенность эксперт.

В то же время, как считает Кагарлицкий, политическая часть послания показывает, что его авторы, видимо, никогда не читали Конституцию. «Они куда-то страшно гонят, безумно торопятся, и самое неприятное, если говорить серьезно, мы влетели в конституционный кризис. Приоритет международного права – это и есть фундаментальная основа Конституции, это записано в основной ее части, которую нельзя менять без референдума. Президент одновременно говорит, что нельзя менять Конституцию в основных частях, и тут же предлагает изменить ее в основной части. Это говорит о том, что люди, писавшие послание, просто не читали ее», – констатировал политолог.

Во-вторых, как отметил Кагарлицкий, «говорится, что нужно провести голосование, но не референдум». «А как можно провести голосование, но не референдум, учитывая, что по Конституции, требуется проведение референдума? Они создали страшную путаницу. Все это, конечно, можно осуществить. Даже если будет нарушена Конституция, это уже никого уже не волнует, ее все равно никто не знает. Но это создает массу бюрократических проблем, в которых правительство и администрация президента рискуют запутаться. А это уже очень серьезно, потому что будет приводить к сбоям в управлении», – подчеркнул он.

Вместе с тем, с его точки зрения, предложенные меры по увеличению полномочий парламента – всего лишь фикция реальных изменений. «Казалось бы, нам предлагают меры по увеличению полномочий парламента, но, я думаю, большая часть населения не сильно волнуется по поводу полномочий Госдумы. А главное, даже несмотря на то, что это вроде прогрессивные меры, за этим не стоит реальная демократизация. Между разными институтами существующей системы происходит перераспределение полномочий, причем в основном это связано не с тем, что меняют институты, а с тем, что люди между собой по-новому будут расписывать и делить власть», – сказал Кагарлицкий.

По его оценке, сейчас институты власти «корректируются под конкретных людей и одноразовые ситуативные договоренности». «В принципе, это способ разрушения государства», – указал Кагарлицкий.

Транзит состоялся, правительство взяло контроль в свои руки

Как считает эксперт, невнятность послания – только одна часть проблемы. Согласно его версии, пока администрация президента планировала и прописывала план действий, правительственные чиновники второго плана осуществили переворот. «Транзит состоялся: власть перешла от Путина к Мишустину, от администрации президента, которую воплощает Путин, к правительству, которое воплощает Мишустин, от старой путинской гвардии к новой бюрократической команде, которая будет рулить в стране. Это очевидно – переворот состоялся и власть в России сменилась», – сказал Кагарлицкий.

Он пояснил, что речь идет о новой группировке, получившей власть, а не новой политической элите. «Мишустин представляет новую генерацию чиновников, которые выросли за последние 20 лет. Это чиновники, бюрократы и элита второго плана, которые раньше были в тени, которые не находятся под санкциями, соответственно, приемлемы для Запада. И они сейчас оттесняют старшее поколение, старую гвардию, выходят на первый план и берут все в свои руки», – отметил политолог.

По его мнению, происходящее было, так или иначе, согласовано с экс-главой правительства Дмитрием Медведевым. «Судя по всему, Медведева ввели в курс дела. По моим источникам, в подробностях в курсе были 3-4 человека. И Медведева поставили в известность, может быть, даже одним из последних. Но с ним, тем не менее, все согласовали, без него это сделать было невозможно», – считает Кагарлицкий.

По его словам, новая должность Медведева – «очень почтенная отправка в резерв». «Это все-таки его люди, по большому счету, отстранили. Они дали ему понять, как и значительной части путинской команды, что сейчас лучше будет без них», – отметил он.

Вместе с тем, как полагает Кагарлицкий, Путин в ближайшее время останется на своем посту, но без реальных рычагов управления. «Путин будет сидеть в Кремле, на троне, иногда подписывать бумаги, которые ему готовят. Представление о том, что Путин чем-то руководит и управляет, нелепо. Путин никогда не был автократом, который решает реальные вещи. Он формулировал консенсус элит. Когда консенсуса элит не стало, он зачитывал тексты, которые ему записывала администрация президента. Проблема не в том, как называется глава государства – Путин или кот Барсик – проблема в том, что раньше Путин раньше выполнял указания администрации, а теперь правительства. Это принципиальные вещи», – сказал Кагарлицкий.

Таким образом, по его оценке, в политической жизни в стране друг на друга наложилось два процесса. «Наложилось два проекта: АП, которая распланировала переходный период до 26-28 года, а может до 2040 – это было заложено в послании, и правительства. Пока одни писали послание, придумывали Конституцию, правительство подорвало все это – ушло в отставку и захватило контроль в свои руки. И теперь совсем не важно, что будет в Конституции», – сказал эксперт.

Читать еще:  Проверка тормозной системы Лада Приора

Кагарлицкий считает, что сейчас правительство будет занято не выполнением послания, а закреплением своих позиций. «Сейчас они будут расставлять своих людей на постах, будут перераспределять потоки в своих интересах, окончательно дожимать администрацию президента, лишая ее остатков влияния. Переворот состоялся, дальше будет зачистка. Путина, естественно, уберут последним», – прогнозирует политолог.

При этом он отметил, что гражданам страны не стоит ждать улучшений и изменений в лучшую сторону после такого переворота. «А для людей любой вариант плох. Пока правящий класс у власти в политическом и социальном смысле, в стране ничего хорошего все ровно не будет. Если какие-то люди, отнявшие деньги у вас, делят добычу, так ли важно, как они поделят их между собой?» – сказал он.

«Если я правильно понимаю ситуацию, одна из задач правительства – создать предпосылки для примирения с Западом. А для этого нужны новые имена, не засвеченные», – заключил Кагарлицкий.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 17.01.20

Санкт-Петербург может реально стать второй столицей России. / ЧП в московском метро: прервано движение поездов из-за инцидента на станции «Войковская». / Член СПЧ: Иван Ургант заслужил уголовное дело. Читать дальше

Колея Путина: какова реальная причина правки конституции и смены правительства?

Хотя конституционная реформа изначально привлекла внимание широкого круга экспертов, содержание соответствующих поправок, уже принятых Государственной думой в первом чтении, подтверждает старый тезис о том, что в российских реалиях имеют значение не столько сами законы (включая конституцию), сколько практика правоприменения. Эта практика определяется конкретными людьми в государственном аппарате. И на этом фоне более существенное значение для политической жизни в стране имеет решение о смене правительства.

Комментируя это событие, стоит остановиться на трех вопросах:

  • Какой сигнал смена правительства дает действующим элитам?
  • Почему это решение принято именно сейчас (а, например, не в мае 2018 года, когда начинался новый срок Владимира Путина в должности президента РФ)?
  • Чего следует ждать от нового правительства?

Ответ на первый вопрос кажется достаточно однозначным: в стране идет смена поколений в бюрократической элите. Этот процесс был запущен в 2017-2018 годах с обновлением губернаторского корпуса, когда на позиции руководителей регионов Кремль стал назначать молодых технократов, прошедших школу президентского «кадрового резерва». Теперь очередь дошла до федеральных министров. При этом общий тренд заключается в том, что от новых назначенцев требуется не только лояльность (как это было в середине 2000-х), но и способность самостоятельно решать проблемы в своей зоне ответственности с использованием имеющихся ограниченных ресурсов. На мой взгляд, это достаточно важный сигнал для действующих элит (в логике «бежать нужно быстрее, если хотите сохранить свои позиции»). Правда, при этом стоит подчеркнуть, что кадровое обновление произошло в социально-экономическом блоке правительства, но практически не затронуло силовой блок, представители которого в последние годы играли ключевую роль в принятии стратегических решений.

С ответом на второй вопрос возможны варианты. С одной стороны, он может лежать на поверхности: Кремль, осознав масштабы напряжения и выросшего раздражения в обществе, просто пытается использовать правительство в качестве «громоотвода» — переложив на Дмитрия Медведева и его министров ответственность за экономическую стагнацию и отсутствие перспектив выхода из нее, а также за отсутствие видимого прогресса в реализации «национальных проектов», объявленных Путиным в 2018 году. С другой стороны, можно предположить, что старое правительство сознательно «задержали у власти», чтобы затем можно было списать на него негативные последствия заранее запланированных сложных преобразований в социальной сфере — в частности, пенсионной реформы и «оптимизации» системы здравоохранения. В такой логике смена правительства означает, что старый кабинет может уйти, потому что он сделал свое дело, а новое правительство призвано решать новые задачи.

О каких задачах идет речь? Здесь также возможны варианты. Один из них таков: правительство должно будет сконцентрироваться на реализации «национальных проектов», чтобы к парламентским выборам 2021 года власть могла отчитаться о видимых и ощутимых для общества позитивных результатах в конкретных секторах.

Такой ответ представляется наиболее простым и очевидным, и в его пользу говорит предшествующий опыт успешной реализации крупных проектов у целого ряда новых министров и вице-премьеров. Но на самом деле здесь происходит переключение внимания с основной проблемы: любые проекты в конечном счете реализуются не министрами или губернаторами, а конкретными людьми на уровне компаний, бюджетных организаций, муниципалитетов за счет доступных для них ресурсов. При этом текущий дизайн «национальных проектов» прямо предполагает их существенное софинансирование со стороны регионов и бизнеса. И если все эти игроки не чувствуют перспектив экономического развития, а также не видят внятного «образа будущего» для страны и своего места в этом будущем, у них нет и не будет стимулов к инвестициям. А это означает, что даже с эффективными менеджерами на посту министров национальные проекты (и связанные с ними социальные обещания 2018 года) не будут реализованы.

Другой вариант ответа на вопрос о задачах правительства возможен, если отталкиваться от высказанной выше альтернативной интерпретации причин отставки старого кабинета. Для оценки эффективности деятельности правительства Дмитрия Медведева, находившегося у власти почти 8 лет, важно правильно понимать, какие задачи оно решало на самом деле. Очевидно, что в 2012-2014 годах была сделана попытка выполнения «майских указов» 2012 года (правда, уже тогда это делалось в основном за счет мобилизации ресурсов региональных бюджетов). Но начиная с 2014 года правительство Дмитрия Медведева — судя не по декларациям, а по практическим действиям — скорее решало иные задачи, связанные с накоплением резервов на случай «чрезвычайных обстоятельств».

К этой категории могли быть отнесены самые разные явления, потенциально угрожающие национальной безопасности, от ужесточения западных санкций и вовлечения России в новые военные конфликты до падения цен на нефть на мировых рынках и массовых социальных протестов внутри страны. В контексте таких угроз отказ от поддержания курса рубля во время его обвала осенью 2014 года и беспрецедентный взлет ставки ЦБ после этого, сокращение удельного веса долларовых активов и резкий рост доли золота в валютных резервах, а также сброс социальных обязательств с федерального бюджета в ходе пенсионной реформы и «оптимизации» системы здравоохранения можно рассматривать как составные элементы вполне последовательной экономической политики. И если реальными приоритетами старого правительства было поддержание текущей стабильности при наращивании резервов на «черный день», то оно в целом решило эти задачи.

Однако у такой политики есть принципиальная проблема. Доминирование приоритетов безопасности при принятии стратегических решений, а также ориентация на минимизацию рисков и поддержание социально-политической стабильности в краткосрочном периоде блокируют возможности для развития и порождают напряжение в обществе. В результате власть утрачивает возможности для обеспечения стабильности на длинном горизонте. Это, в свою очередь, чревато для правящей элиты серьезными политическими катаклизмами в недалеком будущем.

Читать еще:  Установка расширителей арок на рено дастер

Если предположить, что люди в Кремле стали осознавать эту проблему, то новому правительству может быть дан карт-бланш на выработку и реализацию новой стратегии экономического развития, которая выглядела бы убедительно для бизнеса и административных элит и могла получить доверие со стороны общества.

На фоне всех политических событий и внутриэлитных конфликтов 2019 года такой сценарий скорее представляется маловероятным. Может ли он быть реализован на практике? Это станет понятно уже весной. Для перелома нынешнего тренда к стагнации в экономике необходимо изменение ожиданий. Социологические опросы показывают, что назначение нового правительства вызвало умеренный рост оптимизма в общественных настроениях — но сугубо за счет появления «новых лиц». Если у этих «новых лиц» появится внятная новая повестка, ориентированная на развитие, текущие позитивные ожидания могут укрепиться и стать фактором экономической динамики. Однако если в течение ближайших 2-3 месяцев такая новая повестка не будет сформирована, возникшие ожидания развеются и Россия вернется в ту колею, в которой находилась последние годы.

Суперведомства между проектами и реальностью

В стране грядет глобальная реформа государственного управления

В России может быть воссоздан аналог Министерства геологии СССР. Цель — восстановить и комплексно развить минерально-сырьевую базу. Эта идея обсуждается сейчас в Правительстве, как сообщил известный эксперт по экономико-организационным системам, в прошлом крупный управленец и организатор производства.

Звучала даже простая русская фамилия вероятного руководителя нового суперведомства. Вместе с сообщениями о том, что во вновь формируемом условном Министерстве государственной безопасности будут объединены практически все спецслужбы, исключая ГРУ Минобороны, эта информация позволяет сделать вывод: в стране готовится масштабная реформа государственного управления. Попробуем проанализировать, насколько вероятны такие предположения.

Министерствам триста лет

Соответствует ли этим требованиям новой эпохи и воле абсолютного большинства избирателей существующая модель экономического развития, включая управленческую надстройку в виде Правительства? Судя по результатам — не всегда и не везде.

Так что завершение выборной кампании может означать начало процесса, который должен принципиально преобразовать в течение будущего парламентского и президентского сроков всю систему управления экономикой, приведя её в соответствие со стандартами информационно-технологического века и с аналогами, успешно действующими в странах-лидерах мирового рынка. Ведь нынешняя система министерств и ведомств в принципе ничем не отличается от управленческой конструкции времён Петра Первого, которую первый российский император позаимствовал в Европе, введя, кстати, в 1718 году , почти триста лет назад в канцелярский оборот понятие министерство. Да, компьютеры и современные информационные системы позволяют принимать решения быстро и на основе анализа многих факторов, что не снилось канцлерам и подканцлерам при шпагах и париках, но ведомственные ориентиры и рычаги управления остались по сути прежними, лишёнными системности и расчётов долгосрочных последствий. И совсем как в петровские времена экономический отсчёт и планирование ведут с временным лагом в один год. Вероятно, поэтому регулярно срывается ход выполнения федеральных адресных инвестиционных программ, неэффективные затраты бюджета достигают 15 процентов, а банковская система увеличивает прибыль за год в семь раз, в то время как экономика падает, а реальные доходы населения сокращаются на 10 процентов.

Столыпинцы против монетаристов

А чуть позже, в июле президент Владимир Путин поручил подготовить на основе известной столыпинской концепции среднесрочную программу развития экономики — альтернативу предложениям Алексея Кудрина, председателя Совета Фонда стратегических разработок при Правительстве РФ. К началу следующего года необходимо будет принять решение: какой концепции отдать предпочтение, если невозможно будет их объединить в той или иной степени.

Стержневая идея «столыпинцев» в части управленческой модели — необходимость, отказавшись от традиционных министерств и финансирования госпрограмм через банковскую систему, создать новые институты развития, которые сочетали бы научно-аналитический, организационно-плановый и финансово-экономический сегменты при финансировании непосредственно из федерального казначейства. Таким образом, по мысли одного из авторов концепции академика Сергея Глазьева, новая управленческая модель, избавившись от архаичных бюрократических форм, соответствовала бы шестому технологическому укладу на основе молекулярных и нанобиотехнологий.

Сопоставим эти два факта — и пасьянс, как принято говорить, складывается. С одной стороны, будут разделены функции высшей исполнительной власти в сфере экономики: Правительство отвечает за текущие опе- ративные задачи — регулирует рынок, определяет социальную политику, стимулирует развитие бизнеса и так далее. Президентские структуры отвечают за реализацию стратегических целей, формируя, как следует из официальных документов, соответствующие органы управления.

В каком направлении пойдёт управленческая реформа, и что сейчас обсуждается и в Правительстве, и в экспертных центрах по поручению администрации президента? Можно с высокой степенью вероятности предполагать, что высшие функции государства в экономической сфере будут реализовываться через блоки или институты развития в количестве пяти-шести единиц.

Блок природных ресурсов и окружающей среды или условное Министерство геологии примет функции нынешних Минприроды и части Минтопэнерго. В блок науки, культуры и образования войдут нынешние профильные министерства, а также ФАНО и собственно Академия наук. Блок оборонно-промышленного комплекса заменит Минпромторг в основной части, а также отраслевые научно-исследовательские институты и частично экономические подразделения Министерства обороны. В аграрно-промышленный блок вольются подразделения нынешнего Минсельхоза, а также профильные департаменты Минпромторга, ответственные за сельхозмашиностроение и производство удобрений. Все остальные сферы, включая здравоохранение, социальную поддержку, транспорт, торговлю, гражданское строительство и энергетику (исключая стратегические инфраструктурные проекты) останутся в оперативном ведении Правительства. При такой реорганизации будут достигнуты и промежуточные цели: штатная численность госслужащих в итоге будет оптимизирована на 15-20 процентов с соответствующим сокращением постоянных расходов, но одновременно повысят компьютеризацию управленческих звеньев и их насыщенность информационными системами. При этом новые управленческие звенья будут замыкаться непосредственно не президента либо на коллегиальный орган при главе государства.

Наш источник предполагает, что этими блоками перечень реорганизуемых ведомств не исчерпывается, подчеркнув, что речь идёт не о смене вывесок и перестановке мебели, а о том, что принципиально будут изменены управленческие функции и методы воздействия на реальный сектор.

Необходимость совершенствовать систему госуправления подтверждает и Анатолий Аксаков, депутат Государственной Думы седьмого созыва, председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству в шестом созыве Думы. Однако он считает, что потенциал действующих институтов развития — Фонда развития промышленности, Экспортного центра и других далеко не исчерпан, хотя и может стать основой для формирования новых управленческих структур, прямо не связанных с нынешней системой министерств и ведомств. Работа по реформированию идёт, по мнению депутата, однако масштабных преобразований в экономической сфере не будет, или будут, но после публичных дискуссий.

Какой в итоге будет новая система управления, и будет ли принципиально изменена действующая конструкция?Это станет ясно в начале следующего года или чуть позднее, когда президент и его ближайшие советники определят модель экономического развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector