Разрешено ли движение по трамвайным путям?
Victoryvip › Блог › движение по трамвайным путям ЗАПРЕЩЕНО
Решением Верховного суда РФ от 29.09.2011 № ГКПИ11-610 пункт 9.6 ПДД признан не действующим со дня вступления решения суда в силу.
Напомним, что раздел 9 Правил регулирует расположение транспортных средств на проезжей части. Пунктом 9.6 ПДД, предусмотрено, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенного пункта недействующим в части разрешения движения по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона. В заявлении указано, что из анализа пунктов 1.1, 1.2 и 9.1 Правил видно, что обгон не может иметь место на трамвайных путях попутного направления, так как последние не располагаются на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. В связи с этим пункт 9.6 Правил в оспариваемой части противоречит как названным положениям Правил, так и статье 6, пункту 4 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и нарушает его права, гарантированные этим Федеральным законом.
В дополнении к заявлению гражданин. поддержал свое требование и пояснил, что как водитель он обязан знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил. Однако наличие в них неопределенности создает опасность для движения, поскольку участники движения могут по-иному, чем он, воспринимать оспариваемое предписание, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Тем самым пунктом 9.6 Правил нарушаются его права на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей удовлетворить требование заявителя, суд находит заявление гражданина подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил под обгоном понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). При этом в силу пункта 9.1 Правил стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2).
Из приведенных норм следует, что при движении по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, обгон не может иметь место, поскольку трамвайные пути не находятся на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. Однако пункт 9.6 Правил говорит о возможности обгона в таких случаях, создавая тем самым правовую неопределенность в толковании понятия «обгон».
Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 22 этого Федерального закона определено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
По смыслу изложенных положений установление единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации предполагает, что регламентирующие его нормы должны согласовываться между собой и отвечать критериям определенности, ясности и недвусмысленности. Между тем содержание пункта 9.6 Правил в оспариваемой части этим критериям не отвечает, что не позволяет признать его соответствующим требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, ВС РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. № 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.
9.6 Движение по попутным трамвайным путям
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.
Движение по трамвайным путям
Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.
Расположение
- с левой стороны от проезжей части;
- на одном уровне с проезжей частью;
Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?
- все другие полосы движения заняты;
- при объезде;
- при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.
Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.
Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.
Один уровень или нет?
В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.
Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью
Движение по путям и не создавать помех трамваю
В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:
64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;
64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.
Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.
Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.
Трамвай в заторе
На встречные рельсы запрещено
Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.
Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.
Движение по полосам
Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 запрещают движение через перекресток по трамвайным путям. Водитель должен занять полосу на проезжей части до выезда на перекресток для выполнения требований знаков.
Можно ли ездить по трамвайным путям?
Для многих водителей дороги с трамвайными путями – самые проблемные участки движения. Нюансы правил передвижения по таким дорогам и заезда на сами пути знают далеко не все. Даже опытные водители часто в них путаются.
Путаница с проездом по трамвайным линиям связана с тем, что они не входят в состав проезжей части, согласно ПДД это отдельный элемент дороги.
Когда позволяется и запрещается ездить по трамвайным путям
Современные правила дорожного движения допускают езду по трамвайным путям, но только в случае соблюдения ряда условий:
- В попутном направлении, если нет возможности ехать по самой проезжей части дороги. Однако, при этом нельзя создавать помехи для движения трамваев;
- Когда рельсы расположены на одном уровне с дорогой;
- По расположенным слева трамвайным путям;
- Если все полосы движения заняты.
Но есть в правилах и точное указание ситуаций, в которых движение по трамвайным путям строго запрещено. А именно:
- Не разрешена езда по трамвайным путям навстречу движению. За такое нарушение предусмотрен штраф и лишение прав;
- Запрещена езда по трамвайным путям, которые расположены справа дороги;
- Если рельсы установлены на газоне или просто не вровень с дорогой. В таком случае они считаются разделительной полосой, движение по которой строго запрещено.
Суть разрешения ПДД езды по трамвайным путям сводится к созданию возможностей для водителя развернуться, повернуть и двигаться прямо в сложной дорожной ситуации.
Но главное – не мешать трамваю.
На некоторых дорогах установлены специальные знаки и разметка, запрещающие выезд на пути для трамваев. На это указывает сплошная линия вдоль трамвайных путей или знаки «Полоса движения» и «Въезд запрещён».
За нарушение указаний таких знаков предусмотрены штрафы и лишение прав. Особенно внимательно нужно относиться к сплошной разметке вдоль трамвайных путей. При этом, даже если с одной стороны дороги на пути заезжать можно, но с другой их стороны нанесена такая разметка, то пересекать её нельзя. Это обозначение края проезжей части.
Отдельный вид трамвайных путей – выделенные конструктивно. Они часто служат для разделения смежной проезжей части и движение безрельсового транспорта по ним не разрешается.
Передвижение по трамвайным путям встречного направления
Правила езды по трамвайным путям гласят, что попутные пути для движения автомобилей не предназначены.
Допускается движение по ним, лишь в трёх случаях:
- Для объезда;
- Когда заняты все полосы для автомобилей;
- Для разворота.
Манёвры по повороту и развороту можно выполнять на любом участке дороги, если отсутствуют специальные ограничения. При этом трамвайные пути должны быть слева от дороги и на одном уровне с ней.
Движение по встречным трамвайным путям
Касательно езды по трамвайным путям встречного направления стоит однозначно понимать, что она правилами не допускается.
Встречные пути для трамваев можно только пересекать в процессе движения, но не ехать по ним. Это связано с тем, что такая езда создаёт серьёзную опасность аварий.
Единственные исключения из этого правила касаются ситуаций:
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
- Когда на попутных полосах идут ремонтные работы. В таком случае сотрудники ГАИ могут организовать объезд, в том числе и по трамвайным путям;
- При крупном ДТП, когда иной объезд невозможен, ГАИ регулирует его с учётом использование трамвайных путей.
Бывают экстренные случаи. Например, когда водитель везёт в больницу человека, жизнь которого в опасности. В таком случае, при нарушении правил движения, если он сможет доказать в суде, что нарушение было вынужденным и необходимым, ответственность будет минимальной, в виде административного штрафа.
Штраф за нарушение правил
Штраф за езду по трамвайным путям в 2019 существенно различается в зависимости от тяжести нарушения:
- При движении по трамвайной линии, отделённой от дороги сплошной – штраф составит 500 рублей. Однако, водитель может отделаться предупреждением;
- При помехе движению трамвая, предупреждением обойтись не удастся – нужно будет платить 500 рублей штрафа;
- В случае остановки на трамвайных путях – штраф от 1500 тысяч до 3000 (в городах федерального значения);
- Проезд по встречным трамвайным путям наказывается штрафом 5000 рублей или полугодовым лишением прав;
- Объезд препятствия по встречной трамвайной полосе потянет на 1500 рублей;
- При повторном нарушении, которое было зафиксировано камерой –оштрафуют на 5000 тысяч, а если его увидел инспектор, то лишат прав на год.
Как видно из этой градации наказаний, санкции за нарушение передвижения по дорогам с трамвайными путями довольно серьёзные.
Разворот на рельсах и обгон
Разворот по трамвайной линии разрешён, но при условии отсутствия сплошной разметки с какой-либо стороны от неё. Также стоит учитывать, что такой разворот должен происходить под углом 90 градусов, иначе манёвр могут посчитать заездом на пути для трамваев, и водитель будет оштрафован на 5000 рублей или лишён прав.
Обгон по трамвайным путям не разрешается ни в какой ситуации.
Движение через перекрёсток
Можно ли ездить по трамвайным путям на пересечении дорог? Это особый нюанс в правилах движения. В отдельных случаях, действительно разрешается пересекать трамвайную колею, но только на том перекрёстке, который не регулируется.
Допускаются такие манёвры в следующих ситуациях:
- До перекрёстка машина и трамвай двигались в одну сторону, а трамвайные пути находились справа от авто. На перекрёстке машине нужно повернуть, а трамвай едет прямо;
- Двигаясь прямо, машина и трамвай на перекрёстке будут поворачивать налево. При этом трамвайные пути расположены справа от автомобиля;
- Трамвай справа от машины, которая едет прямо. Трамвай же поворачивает налево.
В этих трёх ситуациях разрешается пересекать трамвайные пути для поворота. Однако, как и в других разрешённых случаях заезда на трамвайные пути, автомобиль не должен мешать трамваю.
Что нужно делать при автопроисшествии на трамвайной линии
ДТП на трамвайных путях по вине автовладельца
В большинстве случаев, при ДТП на трамвайных путях виновным будет признан водитель автомобиля. Это объясняется тем, что даже в случаях разрешённого проезда по линии трамвая, машина не должна создавать ему помеху. Значит, если случилась авария, скорее всего это произошло по вине водителя.
ДТП по вине кондуктора трамвая
Но бывают ситуации, когда виновен кондуктор трамвая. Например, он проехал на запрещающий знак светофора, либо нарушил очерёдность выезда из депо.
В любом случае, должны быть доказательства его вины – показания свидетелей либо кадры с камеры фотофиксации.
Правила движения по трамвайным путям, штрафы за нарушение
Ездить по трамвайным путям можно, при этом нужно ориентироваться в правилах дорожного движения, которые регламентируют этот вопрос. Рельсы являются отдельным фрагментом дорожного полотна, не относящимся к проезжей части. Действующие правила ПДД зафиксировали конкретные требования, при которых движение по путям возможно. О них мы и расскажем далее.
Штрафы за нарушение в 2020 г.
Штраф за езду по трамвайным путям – самый частый тип меры пресечения, используемый при несоблюдении ПДД. Таблица ниже представит объемы штрафных санкций за определенные правонарушения на текущий год.
Ситуация | Вид санкций |
---|---|
Рельсовый путь обособлен от всеобщего дорожного полотна фронтальной линией | 500 руб. штрафа или предуведомление сотрудником |
Движение по трамвайным путям попутного направления, препятствующее общественному транспорту | 500 руб. в Гос. казну |
Стоянка машины в запрещенном месте | 1500 руб. обязательный платеж, а в крупных городских поселениях – 3 тыс. руб. |
Проезд по встречной полосе | 5000 руб. или запрет на вождение средством передвижения на 6 месяцев, при рецидиве лишают шоферского документа на год |
Выезд на пути встречного направления для преодоления преграды | Придется заплатить 1500 руб. |
Инспектор вправе применить лишение ВУ при попадании факта совершения деяния под прицел внешних видеокамер.
Как правильно ездить по попутным рельсам
Можно ли ездить по трамвайным путям попутного направления зависит от ряда требований. Езда по рельсам разрешена если:
- рельсы и проезжая часть находятся одноярусно по отношению друг к другу;
- трамвайная дорога слева;
- автомобильная полоса перегружена.
Учитывая вышеназванные критерии, система запретов выглядит следующим образом:
- Движение по встречной расценивается как недопустимое отступление от ПДД. Результатом действий водителя может оказаться лишение прав на управление ТС.
- Если рельсы размещены с правой стороны от дороги, то передвигаться по ним на машине запрещено.
- Пути и проезжая часть находятся на разных уровнях. Например, рельсы пересекают газон. Тогда они считаются разделительной полосой и заезд на них грозит виновнику наказанием.
Передвижение по путям полностью не ограничивается. Одобрены следующие маневры:
Вспомогательные меры ущемления и запреты регулируются разметкой и специально установленными знаками.
Выезд навстречу трамваю
Двигаться по встречной рельсовой дороге запрещается. Разрешено ее переезжать с целью повернуть или развернуться.Регламентированы такие исключения:
- Часто дорожное полотно требует восстановления. Тогда дорожный патруль продумывает направление потока движения в объезд. В такой ситуации сотрудники автоинспекции допускают объезд преграды через встречную полосу.
- Случается, что вблизи трамвайных путей произошла автоавария. Для тщательного изучения факторов случившегося, сотрудники ДПС направляют любой проезжающий автомобиль в обход по встречным рельсам.
- Шофер перевозит человека в тяжелом состоянии здоровья. Пассажир испытывает нужду в срочной помощи специалистов, требуется госпитализация. Дорога пересекает рельсы, других вариантов маршрута нет. Водителю следует понимать, что отсутствие выбора правомерного поведения придется отстаивать в ходе судебного разбирательства.
Нередко при благосклонном решении судьи виновника все равно ожидает применение мер воздействия и предупреждения неправомерного поведения. Служители правоохранительных учреждений фиксируют штраф за выезд на трамвайные пути.
Разворот и обгон
Не запрещается разворот влево на рельсах. Перед осуществлением маневра водителю следует точно знать, что не нанесена разметка с каждой из сторон. Осуществлять манипуляцию допускается исключительно под прямым углом, иначе служители ГИБДД могут расценить случившееся как въезд на встречную полосу. Это относится к правонарушению и мерой пресечения выступает штраф в 5 тыс. руб. или конфискация разрешительного документа для вождения ТС.
Обгон представляет собой:
- выезд на полосу встречного движения;
- опережение впереди едущей машины;
- возврат на свою полосу движения.
Из дефиниции становится понятно, что обгон трамвая по встречным путям невозможен и запрещен действующими ПДД.
Обгон по трамвайным путям попутного направления также недопустим. Однако медленно передвигающийся трамвай можно объехать слева при условии выезда на встречную полосу автодороги.
Маневр следует совершать так:
- Включить левый поворотник.
- Выехать на встречную полосу.
- Объехать общественный транспорт по левой стороне.
- Включить правый поворотник.
- Вернуться обратно.
Причем не стоит забывать о запрете создания препятствий другим движущимся транспортным средствам.
Как оспорить нарушение
Если водитель осознанно нарушил правила и получил за это наказание, то обжаловать вмененные санкции практически нереально. Но возникают ситуации, когда автомобилисту пришлось выехать на встречную полосу и обогнать трамвай. Иногда действия водителя не зависят от его воли и побуждений, например, при поломке авто. В такой ситуации неправомерные действия можно оспорить в судебном порядке.
После совершения правонарушения сотрудники ГИБДД выписывают протокол. Решение о применении наказания принимает суд. Автовладелец на протяжении 10 суток после получения протокола вправе обратиться в районный суд для обжалования решения. Перед обращением следует собрать всю доказательственную документацию своей невиновности.
Если основанием выезда стали неполадки в тормозной системе и получился занос, то автотехническая экспертиза укажет на неисправность. Если на пути была преграда, но дорожный патруль не учел это в документации, то автовладельцу необходимо самостоятельно сделать фото или видео с фиксацией барьера на месте происшествия.
Вопросы от читателей
Что значит запрет следования по попутным трамвайным путям, находящихся на разном уровне с дорогой? Какое действует наказание за проезд?
Ответ: Рельсы отделяются от асфальта (газоном, сплошной полосой). Нарушителю грозит штрафная санкция в объеме 500 руб.
Можно ли обгонять трамвай при его остановке?
Ответ: Если пассажиры уже покинули свои места и водитель транспорта закрыл двери.
В огибание пробки мужчина выехал на трамвайные пути попутного движения с правой стороны от главной дороги. Запрещающих обозначений и ТС не было, но не доезжая 100 метров до поворота направо, был остановлен сотрудником патрульной службы и получил штраф в 500 руб. Кто прав в ситуации?
Ответ: Действия патрульного были правомерными, поскольку проезд допустим исключительно при размещении основной дороги слева.
Когда не дозволено проезжать по рельсам?
Ответ: При нахождении путей справа от автомобильной полосы, размещении на разных уровнях – бордюр, под запретом находится выезд на встречную полосу.
Предназначены ли обособленные трамвайные пути для автотранспорта?
Ответ: Нет, по ним ездить недопустимо. Они используются для отделения смежного дорожного полотна.
Таким образом, проезд по трамвайным путям не воспрещен. Но требует соответствия некоторым предписаниям. Дозволяется движение прямо, разворот и поворот налево. Главное при передвижении не чинить заграждений для общественного транспорта и внимательно следить за запрещающими обозначениями.