Причины автомобильных аварий и ДТП. Статистика
Почему происходят аварии: рейтинг причин ДТП от экспертов ЗР
Официальная статистика причин ДТП отсутствует. Поэтому мы решили собрать ее своими силами и проанализировать, почему случаются аварии.
О мерах по снижению аварийности на российских дорогах мой коллега Сергей Смирнов писал в майском номере ЗР. А что приводит к инцидентам и трагедиям на дорогах? Официальная статистика ГИБДД дает лишь распределение ДТП по видам. К примеру, на столкновения автомобилей приходится 40,9% случаев. Трети аварий «сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети».
Но спекуляции на статистике куда неприятнее и опаснее ее отсутствия. Они начинаются, когда нужно сформировать «правильное» общественное мнение о том или ином явлении. Свежий пример — опасное вождение. Эксперты Открытого правительства составили перечень маневров, которым будет соответствовать новый для российских Правил дорожного движения термин. Это частые перестроения в плотном потоке («шашки»), подрезание или резкое торможение перед попутной машиной («наказание»), езда в «междурядье» и в управляемом заносе (дрифт). По их мнению, эти виды нарушений часто приводят к серьезным ДТП с погибшими и пострадавшими. Но никакими статистическими данными авторы документа свои заявления не подтверждают.
Я решил изучить подборки записей с видеорегистраторов, тысячами выложенных в интернете, и составить собственный рейтинг причин ДТП. Разумеется, в объективы автомобильных камер попадают не все инциденты и тем более не все оказываются в Сети. Но почти 1850 проанализированных видеороликов из всех уголков России позволяют сделать определенные выводы и проследить четкие тенденции. Я просмотрел ежедневные подборки аварий на одном из каналов портала YouTube за три месяца и выяснил, что 51,2% аварий попадают в одну категорию: не убедился в безопасности маневра и не предоставил преимущество в движении. Причины — невнимательность, недостаток опыта и, в последнюю очередь, откровенная наглость. По моему мнению, вот главная тема для обучения в автошколах. Ни один поворот руля не должен происходить без взгляда в зеркалá, даже если водитель считает, что рядом никого нет.
Еще 27,5% аварий происходит по следующим причинам: проезд на запрещающий сигнал светофора, столкновения попутных машин в одной полосе, наезды на стоящие автомобили, лобовые столкновения и инциденты с участием велосипедистов и пешеходов. Кстати, по статистике ГИБДД, наезды на пешеходов составляют 30,9% всех ДТП, но в интернет подобных случаев попадает немного. Вероятно, их не выкладывают по морально-этическим соображениям. Однако и того, что я увидел, хватает для однозначного вывода: большинство пешеходов мнят себя бессмертными. Безусловно, водитель обязан снизить скорость перед зеброй и пропустить людей — но далеко не все переходят дорогу в разрешенных местах. Кроме того, пункт 4.5 ПДД требует от пеших участников дорожного движения оценить расстояние до приближающихся автомобилей, их скорость и убедиться, что переход будет безопасным. А большинство пешеходов считают, что даже смотреть по сторонам необязательно. В моде стало перебегать дорогу или пересекать ее на велосипеде не снижая скорости.
Вот и получается, что вина в столкновениях с пешеходами делится практически поровну. Согласно данным автоинспекции, только в 55,3% случаев виноваты водители. Если рассматривать трагедии с летальным исходом, то этот показатель еще ниже — 40,6%. Не пора ли взяться за воспитание пешеходов? Пропаганда безопасности дорожного движения почему-то до сих пор обходила их стороной.
Если вернуться к теме опасного вождения, то зашкаливающего количества случаев я не увидел. Самые выдающиеся, конечно, запоминаются и предаются огласке, но на общую картину на дорогах влияют совсем не они. Наказание за агрессивную езду, безусловно, должно появиться в российских КоАП и ПДД. Вот только считать его весомым вкладом в борьбу с аварийностью крайне наивно. Причина львиной доли аварий — невнимательность и низкая квалификация водителей. А еще — отвратительное состояние дорог. Может, следует сначала здесь что-то подправить?
Основные причины ДТП (по статистике ЗР)
№1. Больше всего аварий (28,1%) происходит из-за непредоставления преимущества при выезде со второстепенной дороги или повороте налево через встречный поток. Здесь нет никакого опасного вождения — водители банально не убеждаются в отсутствии помех. Они не замечают даже многотонные фуры, не говоря уже о мотоциклах.
В Москве светофоры перенастраивают таким образом, чтобы левый поворот происходил без помех. Рецепт действенный, но в регионах не спешат брать пример с Первопрестольной, мотивируя это тем, что плотности потоков несравнимы. Однако дело ведь не только в пробках, но и в количестве аварий. Впрочем, на каждом выезде из двора светофор не поставишь, поэтому полностью избавиться от таких ДТП административными методами не удастся.
№2. На втором месте (23,1%) — столкновения при смене полосы. К этой же группе я отнес повороты вторым рядом и развороты от обочины — маневры, перед выполнением которых водитель должен посмотреть в зеркало заднего вида и при необходимости уступить дорогу. Но почти четверть обладателей прав считают это излишним. В этой категории встречаются аварии, подпадающие под определение «опасное вождение»: автомобиль намеренно подрезали или же задели при «игре в шашки». Из 426 просмотренных роликов с ДТП таких набралось 11%. Получается, новое жесткое наказание может избавить нас от каждого десятого инцидента в этой группе. Причиной остальных 89% останется невинное «я не заметил». Причем закончиться оно может как притертым бампером, так и вытолкнутым под встречный грузовик автомобилем.
№3. «Не справился с управлением» — третья основная причина ДТП. На ее долю приходится 21,3% случаев. Таково среднее значение показателя, а на самом деле он в немалой степени зависит от сезона. Зимой количество подобных аварий возрастает вдвое и превышает треть общего числа. Причины понятны: неубранные дороги со снежно-ледовыми колеями, плохое освещение или отсутствие оного, не соответствующие погоде шины, а также переоценка водителями своих возможностей.
Снизить число таких дорожно-транспортных происшествий можно только совместными усилиями коммунальщиков, служб, отвечающих за организацию движения, ГИБДД и автошкол. Проще всего обвинить сидящего за рулем: дескать, не выбрал безопасную скорость с учетом конкретных условий. Но в таком случае по большинству дорог придется ездить со скоростью 20–30 км/ч. Требовать учета конкретных условий, конечно, гораздо проще, чем освоить эффективные методы содержания трасс или хотя бы наладить должный контроль за тем, в какие шины обуты автомобили.
Причины автомобильных аварий и ДТП. Статистика
В данной статье узнаете об «убойной» статистике ДТП в России, приводится аналогичное сравнение с США, также показаны основные причины их происхождения, как у нас, так и у них. Даны краткие выкладки исследований причин ДТП.
Совсем недавно знаменитый американский журнал «Forbes» провёл аналитические исследования в области причин совершенных в США автомобильных аварий и ДТП. Полученные статистические данные будут весьма актуальными практически для любой страны, включая Россию, особенно в последнее время. Не секрет, что «автомобилизация» населения нашей страны продолжает расти, невзирая на различные заградительные пошлины родного Правительства на ввоз иномарок, и эти данные будут вполне сопоставимы с теми, «как у них», а некоторые показатели — и «покруче», особенно, связанные с употреблением алкоголя.
Статистика и причины автомобильных аварий и ДТП
Так вот, на первом месте идёт банальное и набившее уже всем оскомину пьянство за рулём, невзирая на пропаганду «трезвости за рулём», которую ведут СМИ, телевидение и радио, регулярно проводящиеся полицейские дорожные облавы и т.п. К сожалению, в этом разделе статистики ДТП по вине пьяных водителей данные весьма и весьма высоки — около 40%. И это, невзирая на жёсткие нормы в каждом штате. Наш журнал «За рулем» наводит статистику по России ещё с более высоким процентом, почти 45%, а в отдельных регионах — до 50%.
На втором месте — телефон, причём особое место занимает СМС-переписка во время вождения автомобилем. Если мобильник «в ухе» увеличивает ту самую возможность попадания в ДТП в 3–4 раза, то написание СМС-ок за рулём — аж в 5–6 раз! Причина простая: «Hi-Teck mobile» ухудшает реакцию на 15–20%, а СМС-переписка — до 30–35%, ведь вы по большей части сосредоточены на разговоре и решении по телефону прочих проблем, а не на дороге. И наши, и американские полицейские приводят данные, что использование при езде любого «Hi-teck» является причиной дневного «плана» в каждой стране в пределах 4–8 тысяч различных ДТП, крупных и мелких.
На законном третьем месте в этом печальном списке идёт, конечно же, лихачество! В США количество ДТП по этой причине составляет 13–15%, а «доля» лихачества от числа всех автоаварий со смертельным исходом — 32–33%. По России эти цифры ещё тревожнее — 18–20% и 35–38% соответственно. Не зря же говорят профессионалы-водители про таких: «Быстрее едешь — медленнее понесут…»
Следующая причина ДТП в списках статистик многих стран мира — это неиспользование, а иногда и прямое игнорирование пристёгивания ремнями безопасности! Понятно, это не является причиной ДТП, но, в конце концов, приводит к опять же печальным результатам. Сколько жизней в ДТП могло бы быть сохранено, если бы пострадавшие в них были элементарно пристёгнуты!
Ведь исследования автодорожных институтов на всевозможные краш-тесты показывают, что возможная фатальность для пристёгнутых «ремешками» уменьшается: при лобовом столкновении — почти в 2,5 раза, при боковом ударе — примерно в 2 раза, ну а при опрокидывании авто — аж в 5 раз! То есть, автомобиль попросту «догоняет» и давит своего пассажира или водителя, да и при «встречке» участники ДТП не меняются салонами авто… А если говорить просто о травмах, то использование ремней сокращает их получение, в среднем, на 65–70%! Приличная цифра, что и говорить.
К сожалению, и это — факт, что маленькие дети часто не находятся, как положено, в детских удерживающих креслах. Ведь вся, так называемая, пассивная безопасность авто всё-таки рассчитана на взрослых людей, их вес и комплекции, хотя и усреднённые. Дети, конечно же, имеют меньшие габаритные показатели, да и хрупкость всех суставов детского организма в силу возраста, конечно же, располагает к получению травм в ДТП. Тем не менее, надо признать как факт, что применение таких удерживающих кресел снизило смертность в ДТП детей до года на 65–70%, А от 2 до 5 лет — на 50–55%. Это данные знаменитой Всемирной организации охраны здоровья.
К более мелким, но часто встречающимся причинам ДТП, следует отнести неправильную оценку или пренебрежение погодными условиями, «забывчивость» смены резины по сезону, езда в усталом виде да ещё и на дальние расстояния, излишняя самоуверенность и отсутствие в сознании обязательного «расчёта на встречного дурака», недостаток опыта вождения на «большой дороге», ну и т.д.
Следует всегда помнить: автомобиль действительно удобное и комфортное средство вашего перемещения из точки «А» в точку «Б», и в то же время — это предмет повышенной опасности для вас, и для окружающих вас людей — таких же участников дорожного движения. Уважайте других и вас будут также уважать!
Видео: статистика ДТП по РФ за первое 2013 полугодие
Я думаю, данная статистика хоть как-то на кого-то приведёт особые впечатления и заставит задуматься о некоторых факторах своей езды и безопасности своих пассажиров, и других участников дорожного движения. Ведь выполняя, казалось бы, такие простые вещи, как: разговор по телефону (даже через Bluetooth), пристёгивание ремнями безопасности, соблюдения скорости передвижения, а также откидывание идей при вождении машины в плане «авось я проскачу» могут спасти не только Вам жизнь!
Желаю удачи на дорогах!
Видео: когда больше всего аварий?
7 основных причин ДТП – как их предупредить?
Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
1. Нарушение ПДД
Самая «популярная» причина возникновения дорожно-транспортных происшествий это нарушение правил дорожного движения. Чаще всего встречаются:
- Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
- Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
- Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
- Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
- Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.
2. Неисправности ТС
Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:
- нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
- несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
- превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
- наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
- неисправность системы усиления рулевого управления;
- неисправность внешних осветительных приборов;
- недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
- повреждения шин;
- нарушение герметичности системы питания двигателя;
- неисправности в системе вывода отработавших газов.
3. Неуважение
Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:
- проезд перекрёстков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»;
- лихачество;
- «Незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы.
4. Дороги
По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:
- Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
- Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
- Неисправность светофоров.
5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте
Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов. Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств. Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.
6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке
Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.
7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад
Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.
Опасности тумана:
- Снижение дальности обзора.
- Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
- Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
- Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.
В случае гололёда актуальными советами будут:
- Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
- Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
- Передачи переключать желательно быстро, но плавно.
Опасности сильных дождей:
- Снижение видимости.
- Повреждение дорожных знаков.
- Размыв самого полотна дороги.
- Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
- Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
- Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.
Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:
- Уменьшение дальности видимости.
- Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
- Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
- Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
- Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
- Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.
Другие причины ДТП
К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.
Статистика
Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:
- 25% по причине нарушения скоростного режима.
- 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
- 10% занимает выезд на встречную полосу.
Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.
На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:
- По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
- Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
- Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .
Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Самые частые ДТП в России
Каждый день на дорогах страны происходит 460 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 50 человек.
Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.
Сколько ДТП произошло
В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.
По этой статистике, в 2018 году в стране произошло 168 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 18 тысяч человек. Еще 215 тысяч человек получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.
Обзор дорожной аварийности за 2018 год, Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 1,7 МБ
Каждая десятая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибло 4645 человек — это четверть всех смертей на дорогах.
12,5% аварий заканчиваются тем, что один из участников ДТП уезжает с места происшествия, 40% из них так и не найдут. Еще 1,5% автовладельцев бросают машину и сбегают сами — но таких находят почти всегда.
Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 414 погибших. На втором месте Ингушетия: 291 погибший. На третьем — Кабардино-Балкария: 270. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 36 погибших.
Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике страховщиков, примерно треть водителей оформляют такие ДТП по европротоколу. В 2017 году без вызова автоинспекторов обошлись примерно 500 тысяч водителей.
Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит около 750 тысяч ДТП без пострадавших. Из них 250 тысяч оформляется по европротоколу.
Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.
С кем и почему случаются аварии
Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается треть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от двух до десяти лет.
Четыре из пяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают Солярисы и Киа Рио: по каждой из марок 27% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 25% владельцев застрахованных автомобилей обращались к страховщикам. На третьем месте Форды Фокусы: 19%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.
Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.
Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — когда машина переворачивается, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 428 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.
Где и когда происходят ДТП
Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Больше половины — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получают травмы и гибнут здесь в три раза чаще, чем на городских улицах. Самые опасные ДТП — на высокоскоростных федеральных трассах: каждая вторая смерть в автоавариях случается за городом.
По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Новосибирская область: в прошлом году 20% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место делят между собой Москва и Московская область: пострадали 17% авто. На третьем месте Краснодарский край: 15%. Самые аварийные места в стране — на перекрестках Новосибирска.
40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе: в прошлом году в этом месяце случилось 17 тысяч ДТП с пострадавшими. Для сравнения, в феврале — почти в два раза меньше. Самый аварийный день недели — суббота. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.
Среднестатистическое ДТП
Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.
Август, субботний вечер, Новосибирск. Среднестатистический 39-летний россиянин Александр едет по городу на своем Солярисе. Он не первый год за рулем — стаж вождения 7 лет. Но, проезжая очередной перекресток, Александр не замечает знака «Уступи дорогу» и врезается в Киа Рио. Пострадавших нет, а повреждения у машин несерьезные: у Соляриса разбита фара и бампер, у Рио погнулось крыло. Александр и владелец пострадавшего автомобиля оформляют аварию по европротоколу и разъезжаются. Занавес.