Полис ОСАГО — резкий рост не за горами!
Полис ОСАГО — резкий рост не за горами!
Статья о цене на полис ОСАГО: подорожает он или нет, есть ли предпосылки для роста цены. В конце статьи — видео о том, как рассчитать стоимость ОСАГО самостоятельно.
Содержание статьи:
- Предыстория
- Текущая ситуация
- Кому будут выгодны грядущие перемены
- Коэффициент бонус-малус
- Более отдалённые планы
- Что планируют учитывать при расчёте стоимости страхового полиса
- Так подорожает или нет
- Кто заинтересован
- Видео о том, как рассчитать стоимость ОСАГО самостоятельно
Министерство финансов РФ направило в правительство проект закона об изменении стоимости полиса ОСАГО. Согласно предложению Минфина, страховым компаниям будет разрешено при установке цен на полис пользоваться так называемым ценовым коридором: плюс-минус 30% от базового тарифа Центробанка с сентября 2019 по сентябрь 2020 года, и плюс-минус 40% – с 1 сентября 2020 года.
Предыстория
Страховые компании уже долгое время настаивали на идее либерализации ценового коридора. Изначально прозвучало предложение расширить его на 20% с сентября 2018 года. Общественная реакция на это предложение заставило Центробанк, и Минфин организовать в сентябре этого года открытые слушания в парламенте по данному вопросу. В результате изменения тарифного коридора отложили минимум на год, до осени 2019 года, и договорились о том, что изменения будут вводиться поэтапно.
Текущая ситуация
В своём нынешнем виде система страхования ОСАГО не нравится практически никому. Водители за пределами крупных мегаполисов жалуются, что процесс приобретения полиса очень затруднительный, и в результате растёт количество штрафов за вождение без страхового полиса. Страховые компании, в свою очередь, жалуются на то, что в минувшем году они понесли убытки в объёме 15 млрд. рублей.
С осени текущего года введено полсотни категорий полисов, которые зависят от возраста водителя и его стажа за рулём. Самым дорогим полис стал для начинающих автомобилистов: у них к базовой стоимости страхового документа прибавляется коэффициент 1,87. А вот коэффициент меньше единицы удешевит цену для тех, кому за тридцать и кто при этом имеет стаж вождения более 10 лет.
В настоящий момент базовая стоимость страхового полиса на легковой автомобиль (без коэффициентов) варьируется от 3400 до 4100 рублей. Выбор цены в данном коридоре остаётся за страховой компанией, и это даёт им возможность конкурировать друг с другом.
С сентября 2019 года границы базовой цены расширятся, и коридор составит приблизительно 2700 – 4900 руб. Выбор конкретного значения из данного коридора, опять-таки, остаётся за страховщиками.
Кому будут выгодны грядущие перемены
Аналитики и эксперты-экономисты утверждают, что подобное расширение ценового коридора не обязательно должно привести к однозначному повышению цены.
Как выразился заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин, где-то страховка поднимется в цене, а где-то – подешевеет. Финансист разъяснил свою точку зрения. По его мнению, существует две категории автовладельцев, которые выиграют от предложенных изменений:
- владельцы мотоциклов;
- жители тех регионов, где компании ОСАГО не являются убыточными.
Звучит это по меньшей мере удручающе. Ведь если следовать этой логике, жители регионов Волгограда, Краснодара, Ростова-на-Дону получат рост базовой цены страхового соглашения, поскольку специалисты ОСАГО не скрывают, что данные регионы для них являются убыточными.
Выходит, что регионы, где уровень доходов населения выше, чем в среднем по стране (Москва, Санкт-Петербург), не столкнутся с повышением цены, а для большинства остальных регионов перспектива – резкий рост расходов на страхование.
Коэффициент бонус-малус
К хорошим новостям для автолюбителей можно, пожалуй, отнести тот факт, что поимо последовательного расширения коридора базовой стоимости Минфин также предложил внести изменения в процедуру учёта так называемого коэффициента бонус-малус – снижения стоимости страхового полиса за езду без аварий. На сегодняшний момент безаварийная езда в течение года снижает стоимость ОСАГО для автовладельца на 5%. Если же автомобиль попадает в ДТП, следующий полис обходится его владельцу дороже предыдущего.
К сожалению, данная вроде бы логичная и стройная система на текущий момент работает не совсем корректно. Ошибки и накладки случаются по той причине, что страховая история компаниями ОСАГО закрепляется не за водителем, а за самим полисом, куда вписан не он один. Поэтому как только машина попадает в дорожно-транспортное происшествие, штрафной коэффициент начинают применять не только к водителю, который находился на момент ДТП за рулём, но и ко всем, кто на тот момент был вписан в страховой полис ОСАГО.
Данная ситуация представляется совершенно нелогичной и, безусловно, требует корректировки: расплачиваться рублём за ошибки на дорогах должен тот, кто находится в данный момент за рулём, и никто другой.
Более отдалённые планы
Помимо поэтапного расширения коридора допустимой стоимости страхового полиса Центробанк планирует и другие изменения. Во-первых, Центробанк планирует заставить страховые компании заключать индивидуальный договор с каждым водителем, на усмотрение страховой компании, безо всякой базы.
Во-вторых, есть ещё один достаточно туманный план – ввод мер контроля по отношению к страховым компаниям. Получается, что подозрения о том, что цена на полисы вырастет, и вырастет существенно, куда серьёзней, чем сегодня пытаются представить специалисты Минфина, Центробанка и страховых компаний. Если Центробанк думает, как он будет наказывать задирающих цены страховщиков, значит, он предполагает, что они однозначно будут это делать.
Что планируют учитывать при расчёте стоимости страхового полиса
На сегодняшний день полис рассчитывается от базового тарифа, с учётом возраста водителя, стажа вождения, мощности двигателя авто и региона, где было зарегистрировано транспортное средство.
Что будет в ближайшем будущем включаться в расчёты? По этим пунктам ещё нет окончательной ясности. Идёт обсуждение факторов, которые планируют включать в расчёт стоимости полиса:
- количество выписанных автомобилисту штрафов (чем больше штрафов за период действия полиса, тем дороже следующий полис);
- марка автомобиля (здесь вообще пока нет ясности, декларируется только факт зависимости цены ОСАГО от марки машины);
- внедрение принципа телематики, сейчас применяющегося некоторыми компаниями-страховщиками КАСКО (резкий старт, превышение скорости, необоснованное маневрирование повышает стоимость полиса).
Так подорожает или нет
Вопрос, пожалуй, риторический. Подорожает, однозначно. Если страховые компании жалуются на убытки, вряд ли они не воспользуются законным поводом повысить цены на полисы. Все остальные успокоительные речи призваны просто снизить градус недовольства среди водителей.
Ещё одно доказательство того факта, что в грядущем подорожании никто не сомневается – обнародованные данные прогноза, которые предоставил Центробанк:
- в среднем автомобилист будет вынужден платить 7 000 рублей (при сегодняшней средней цене в 5 800);
- водитель из «проблемного» (убыточного для ОСАГО) региона с автомобилем мощностью более 150 л.с. заплатит 31 000 рублей (при сегодняшней средней цене в 25 000 рублей);
- водитель-пенсионер на маломощном (до 50 л.с.) авто заплатит 1 500 рублей (на 200 рублей меньше действующей ставки).
Приведённые цифры достаточно красноречивы. Очевидно, страховщики вряд ли откажутся от такого лакомого куска и будут стоически удерживать средние цены. Если можно получить больше, зачем получать меньше?
Кто заинтересован
Ещё один риторический вопрос. По мнению президента Ассоциации по защите прав автострахователей М. Ханжина, очевидно, что в предлагаемых Минфином и Центробанком изменениях интерес имеют в первую очередь страховые компании. Не решён целый ряд основных проблем системы страхования. Поэтому логичнее будет сначала решить проблемы фундаментального плана, а потом думать о либерализации коридора цен.
Самое скверное в этой ситуации – то, что автовладельцы вряд ли смогут на неё повлиять. Игнорировать необходимость покупки ОСАГО – тоже не выход, поскольку это идёт в разрез с требованиями закона. Так что, скорее всего, придётся снова раскошелиться.
Видео о том, как рассчитать стоимость ОСАГО самостоятельно:
Aleksandr21018 › Блог › ОСАГО – объявлено о резком подорожании
Центробанк объявил о резком увеличении тарифов ОСАГО. Уже с 12 апреля стоимость «автогражданки» вырастет, причем в некоторых случаях практически в два раза!
Согласно документу под названием «О предельных размерах базовых ставок и коэффициентах страховых тарифов по ОСАГО», базовый тариф для подавляющего большинства транспортных средств увеличивается сразу на 40%. Одновременно с этим значительно больше становится так называемый «тарифный коридор», в пределах которого страховые компании могут увеличивать или уменьшать стоимость полиса (предполагается, что это усилит конкуренцию). Если раньше он был равен 5%, то сейчас речь идет уже о 20%. То есть для легковых автомобилей физических лиц базовый тариф составит от 3432 до 4118 рублей (сейчас от 2440 до 2574 рублей).
К этому надо добавить еще и то, что с 1 апреля в 11 регионах страны увеличивается территориальный коэффициент – до плюс 25% (правда, в 10 регионах он будет снижен).
Стоит отметить, что увеличение стоимости полиса происходит не просто так, а «по поводу». Дело в том, что с 1 апреля в силу вступают поправки в закон об ОСАГО, которые увеличивают максимальную сумму выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП со 160 до 500 тысяч рублей. Причем, выплаты будут производиться по новой схеме – размеры компенсаций будут четко зависеть от вида травмы и ее тяжести. За сотрясение мозга от 15 до 25 тысяч рублей, за перелом плеча — 75 тысяч рублей, за перелом голени — от 20 до 90 тысяч рублей. И эти самые выплаты можно будет получать не дожидаясь окончания лечения, а фактически сразу, плюс до минимума сократится количество необходимых справок. В результате выплаты страховых компаний по этому виду риска вырастут по предварительным расчетам с 1 до 21%.
Еще одним бонусом для водителей станет изменения в методике расчета стоимости автозапчастей: выплаты по ним увеличатся в среднем на 20-25%.
Надо сказать, что страховые компании уже давно говорили о необходимости увеличить стоимость полиса – в ряде регионов они несли большие убытки. И это приводило к тому, что страховщики… отказывались продавать полисы ОСАГО или навязывали водителям дополнительные услуги. Заставляли их приобретать, например, страховку жизни или квартиры. «Авто Mail.Ru» даже проводил по этому поводу расследование, которое так и называлось: «ОСАГО — почему нам не продают полисы». В этом материале мы давали советы, что делать водителям, если они сталкиваются с проблемами при продаже полисов. Страховщики уверяют, что после увеличения стоимости ОСАГО, подобных ситуаций уже не будет.
«Позитивных изменений в ОСАГО за последние полгода было больше, чем за все 12 лет его существования в России. Появилась Единая методика, которая сведет на нет возможные споры между страховщиками и страхователями, не позволит компаниям искусственно снижать стоимость причиненного ущерба, а автоюристам повышать убыточность рынка, ухудшая тем самым положение дел автовладельцев, которые в конечном итоге страдают из-за невозможности приобрести полисы на тех территориях, где своей активностью автоюристы вывели страхование за грань допустимой убыточности. С новым тарифом созданы, наконец, условия для нормального функционирования рынка автострахования, для нормализации взаимоотношений между страховщиками и автовладельцами», — заявил Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) И.Юргенс.
«До октября 2014 года тариф не пересматривался ни разу, 23-30% было явно недостаточно. Этот рост практически сразу был «съеден» инфляцией, и убыточность тут же «поползла верх». Страховщики продолжили уходить из регионов, так как минимум в трети из них убыточность «автогражданки» превысила 100%. На некоторое время такой тариф снимет вопрос убыточности ОСАГО. Однако выплаты по «автогражданке» росли еще до первого увеличения тарифа, они растут сейчас и будут расти в дальнейшем. Инфляционные процессы, макроэкономические факторы будут продолжать давить на этот рынок, и мы полагаем, что через определенное время тариф может потребовать корректировки и донастройки. Объективно нужна ежегодная переоценка тарифов. В перспективе же нужно прийти к рыночному, свободному тарифу, тогда автоматически установится равновесная цена продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для повышения цены», — считает господин Юргенс.
Кому не повезло
Территориальные коэффициенты будут увеличены в 11 регионах страны: в Камчатском крае, Адыгее, Мордовии, Чувашии, Республике Марий Эл, а также в Амурской, Воронежской, Мурманской, Курганской и Челябинской областях.
Кому станет легче
Одновременно с увеличением базовых ставок Центробанк заявил о снижении стоимости ОСАГО для некоторых видов транспортных средств. Нижняя граница базового тарифа снизится: на легковые автомобили юридических лиц (на 22%), тракторы (на 25%), мотоциклы и мопеды (на 42%).
Что касается территориальных коэффициентов, то они будут снижены в следующих субъектах: Дагестан, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ингушетия, Тыва, Чечня, Чукотский автономный округ, Якутия, Ленинградская и Магаданская области, а также комплекс «Байконур». А в Магаданской области территориальный коэффициент снизится на 41%.
Полис ОСАГО порозовеет и по приказу Путина заработает без «износа»
РСА рассказал, как будет выглядеть полис ОСАГО нового типа, продажи которого начнутся 1 июля 2016 года. Во-первых, его бланк сменит цвет с зеленоватого на розовый. Обновят и графические композиции. У двухслойных бланков отрывная часть станет фиолетовой. Изменится шрифт, размер и расположение водяных знаков. «На просвет будут по центру видны изображения автомобиля, вертикально по бокам — логотип РСА», — пояснил президент союза Игорь Юргенс. Кроме того, у бланка документа изменится размер и расположение металлизированной нити. На ней будут нанесены буквы «ОСАГО». А на просвет станет видна надпись «полис».
В верхнем правом углу бумаги появится QR-код. На начальном этапе он будет содержать информацию о том, для какой компании бланк отпечатан. Впоследствии в нем появятся данные об автовладельце и его машине, имеющиеся в базе АИС РСА.
Считается, что замена затеяна ради борьбы с фальшивыми бланками ОСАГО. По данным РСА таковых на рынке сейчас около 10%, что соответствует 4 млн. штук. Люди стали массово покупать их после того, как почти год назад стоимость «автогражданки» выросла практически вдвое. Юргенс уверяет, что для подделки нового полиса изготовителям фальшивок потребуется не менее двух лет.
Страховщики признались в массовой «торговле техосмотром»
Страховщики признались в массовой «торговле техосмотром»
Чуть ранее исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев сообщил, что союз подготовил поправки к закону об ОСАГО, которые наделяют страховщиков преимущественным правом в выборе натуральной формы возмещения ущерба перед денежной. При такой форме возмещения степень износа автомобиля учитываться не будет. Другими словами страховщик станет решать, что ему выгодней: отремонтировать авто пострадавшего или выплатить ему денежную компенсацию. Причем во втором случае, при ее расчете будет как и сейчас учитываться коэффициент износа авто, зависящий от возраста машины и достигающий 50%. При ремонте машины «износ» применяться не будет.
И это, конечно, хорошо. Нвызывает массу вопросов предложение не учитывать «износ». Получается, что страховщики все-таки имеют финансовые ресурсы для этого? В таком случае, почему это не делается с самого первого дня появления института ОСАГО? То есть более десяти лет страховщики нагло обманывали-разводили автовладельцев? А если верно то, что выплачивать компенсации «без износа» они сейчас не могут, откуда на это появятся средства в будущем? Кроме нового повышения тарифов по ОСАГО, иных денежных источников для этого не просматривается.
А не за горами выборы президента. Очередное резкое подорожание ОСАГО – не лучший фон для кампании. Исходя из этого можно заключить, что коли Владимир Путин сам поручил перейти на натуральное возмещение по ОСАГО, в списке кандидатов на ближайших президентских выборах его фамилии не будет.
Какие неприятности с ОСАГО поджидают законопослушного автовладельца
Электронная база полисов ОСАГО грабит автовладельцев
Электронная база полисов ОСАГО грабит автовладельцев
Как мы покупали «левый» полис ОСАГО
Необходимость введения натурального возмещения ущерба РСА объясняет борьбой с «автоюристами», которые сейчас отсуживают у страховых компаний больше, чем те готовы выплачивать по ОСАГО. Жадность страховщиков, которая, собственно и породила бизнес «автоюристов», привела к тому, что за 2015 год последние отсудили, в общей сложности, 10 млрд. рублей.
Возмещение ущерба «ремонтом», скорее всего, введут не позже начала следующего года. Хотя бы потому, что после недавнего общения с Владимира Путина с народом появилось соответствующее поручение президента. Но при этом необходимо разработать, образно говоря, «Единую методику по ремонту транспортных средств в рамках ОСАГО».
В ней должно быть прописано, что при ремонте по ОСАГО использовать неоригинальные и бывшие в употреблении запчасти нельзя, крепеж типа «синяя изолента» применять запрещается, покраска кузова «акварельными красками» не допускается и тому подобные ограничения.
Без подобного регламентирующего документа страховщики будут вынуждать заставлять автосервисы снижать расценки на ремонт, а последние начнут максимально экономить на качестве. В результате, как это ни парадоксально, бизнес автоюристов только расцветет. Просто автовладельцы станут судиться со страховщиками не по поводу недостаточного размера выплаченной компенсации, а по поводу неудовлетворительного качества ремонта машины. И, разумеется, будут выигрывать суды. Вот тогда то нынешние потери от деятельности «автоюристов» покажутся игрокам страхового рынка сущими копейками!
ОСАГО подорожает, нас лишат бонусов за езду без аварий. Это еще не все
Четыре самых неприятных последствия реформы автострахования
На этой неделе Центробанк обнародовал новые тарифы ОСАГО. Изменения предполагают расширение коридора базового тарифа по полисам на 20% в обе стороны для всех категорий транспортных средств. Исключение составляют лишь мотоциклы и легковые автомобили юридических лиц.
Согласно нововведениям, минимальная ставка тарифа для водителей легковых автомобилей снизится до 2746 рублей, а максимальная — увеличится до 4942 рублей. Кроме того, планируется ввести новую систему коэффициентов, учитывающих стаж и возраст водителя.
Подорожает ли в итоге для водителей полис, как будет формироваться страховая история автомобилистов, где будет выгоднее страховать машину — на вопросы «URA.RU» отвечают лучшие автоэксперты страны.
Что означает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ), по которому дается скидка на страховой полис для водителей за безаварийную езду?
Очередная реформа ОСАГО предусматривает изменение коэффициента бонус-малус (КБМ) — именно по нему сейчас дается скидка на страховой полис для водителей за безаварийную езду, а также начисляется надбавка за совершенные ДТП, пояснил «URA.RU» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Он рассказал, что в настоящее время КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО, однако новая реформа меняет формулу расчета — теперь он будет рассчитываться ежегодно.
По мнению Похмелкина, это сыграет против водителей: «Если раньше существовал накопительный период, то теперь только год. Человеку достаточно один раз поцарапать машину в мелком ДТП — и все, никаких бонусов за безаварийное вождение. Наоборот, полис автоматически станет дороже». Эксперт полагает, что таким образом страховщики хотят добиться того, чтобы «аварийных» водителей стало больше. Это означает, что для них «автогражданка» автоматически вырастет в цене.
ЦБ планирует ввести новую систему коэффициентов, учитывающих стаж и возраст водителя. Что поменяется?
По мнению эксперта страхового рынка Алексея Кондрашенко, данную систему следовало модернизировать, но несколько иначе. «Я бы оставил прежний алгоритм, согласно которому повышенные коэффициенты действовали для водителей младше 22 лет. Это логично: речь идет о молодых людях, которые, как правило, более бесшабашно или агрессивно ведут себя на дороге, а также имеют небольшой стаж вождения», — пояснил собеседник «URA.RU». Наряду с этим, по его мнению, следует учитывать количество нарушений Правил дорожного движения, совершаемое автомобилистом за год.
«Что касается градации „молодой водитель“ и „опытный водитель“, то она необъективна. У человека теоретически права могли пролежать в столе двадцать лет, а другой пять лет из-за руля не вылезает. Вот и спрашивается — кто из них более опытный?» — пояснил Кондрашенко. Однако формально «более опытному» страховой полис по новым правилам обойдется дешевле.
Территориальные коэффициенты меняться не будут. Правильно ли это?
Автомобильный эксперт Вячеслав Субботин пояснил «URA.RU», что территориальные коэффициенты рассчитываются, исходя из уровня жизни в конкретном регионе, плотности населения и автомобилей.
«Коэффициенты высокие там, где высок уровень жизни людей. Однако эти расчеты не всегда справедливы», — признал он. Так, по словам Субботина, дешевле всего страховать автомобиль в Чеченской Республике.
Для кого повысится, а для кого понизится цена полиса?
Расширение коридора базового тарифа по полисам на 20% означает лишь одно — ОСАГО подорожает для всех именно на эту цифру, утверждает Вячеслав Субботин.
«Эти меры реализуются только с одной целью — повысить прибыльность страховых компаний. Если им разрешили увеличить прибыль на 20% — почему бы не воспользоваться с этим? Думаю, что брать с автолюбителей будут по максимуму», — отметил собеседник агентства.
С ним солидарен автоэксперт Виктор Похмелкин, который уверен: полис ОСАГО не подешевеет ни для кого. «Созданный коридор позволяет страховым компаниям на законных основаниях повысить цены как минимум на 20%. Не исключаю, что некоторые найдут основания вздернуть цены еще выше. Однако это приведет к тому, что все больше и больше наших граждан будут отказываться от приобретения полисов. Одни продолжат пользоваться фальшивыми документами, другие и вовсе будут ездить без ОСАГО», — заявил Похмелкин.