Кто отвечает за ДТП водитель или собственник?
Компенсацию за вред при ДТП можно требовать не только с собственника машины
В машине едет компания: мужчина — владелец, его спутница и семья с ребенком. За руль мужчина попросил сесть девушку, так как сам выпил. Девушка не справилась с управлением, машина перевернулась.
В ДТП серьезно пострадала семья пассажиров, а их дочь погибла. Семья потребовала компенсацию — 1 млн рублей за гибель девочки и 500 тысяч за вред здоровью ее маме. В суд подали на девушку-водителя, хотя она не была владельцем машины.
Кто должен компенсировать ущерб пострадавшим?
- Всегда собственник. Девушка хоть и была за рулем, но она не собственник машины и не отвечает за ущерб. Не всегда. Одна из инстанций тоже так решила, но оказалась неправа. С водителя тоже можно требовать компенсацию.
- Только водитель. Кто виноват в ДТП , тот и должен платить. Не всё так просто. По закону отвечать за ущерб может законный владелец. Им может быть и собственник, и водитель. Это зависит от того, на каком основании водитель сел за руль.
- Страховая. Мы платим за полисы, пусть она и возмещает ущерб. Да, но только если это страховой случай, а суммы хватит для полной компенсации. Так бывает не всегда.
- Водитель или собственник. Всё зависит от отношений между ними и обстоятельств ДТП . Верно. По закону требовать компенсацию можно и с собственника, и с водителя. Кто должен заплатить, решает суд.
Аргументы пострадавших
Девушка была за рулем и не справилась с управлением. Это из-за нее перевернулась машина, погибла девочка и пострадала ее мама.
Девушка села за руль с устного разрешения владельца машины. Он хоть и не выписывал доверенность, но согласился передать управление. Значит, девушка законно управляла автомобилем и должна компенсировать моральный вред пострадавшим.
Аргументы девушки-водителя
Она села за руль по просьбе владельца, который был пьян. Значит, она действовала по его поручению и в его интересах. Машина ей не принадлежит. Устное поручение сесть за руль якобы не оформляет как положено законное управление машиной. Значит, водитель в таком случае как будто и не считается владельцем. В таких случаях за вред отвечает собственник.
Тем более пострадавшие не пристегнулись, а значит, тоже виноваты в последствиях ДТП . Умысел пострадавших — повод смягчить наказание.
Что сказали суды
Моральный вред будет компенсировать водитель.
Собственник доверил девушке управление своим автомобилем. В этот момент она стала владельцем источника повышенной опасности. Иметь для этого письменную доверенность необязательно.
Компенсацию можно требовать с водителя. Он надлежащий ответчик.
Пострадавшие правильно выбрали ответчика. Девушка должна выплатить им 1,4 млн рублей.
Решение районного суда отменить. Водитель не собственник и платить не обязан.
За ущерб, который причинен автомобилем, отвечает его собственник. То есть тот, кому машина принадлежит по документам.
Устное поручение сесть за руль — это не доверенность. Водитель без доверенности не должен отвечать перед пострадавшими. На это якобы нет юридических оснований.
А раз ответчик не тот, то и компенсации пострадавшим пока не будет. По крайней мере, не от девушки, которая села за руль по просьбе водителя.
Ответчика выбрали правильно. Водитель ответит за ущерб.
Автомобиль — это источник повышенной опасности. Если из-за него кому-то причинен вред, возмещать ущерб должен владелец.
По закону владеть источником повышенной опасности можно не только на праве собственности. Есть и другие основания, например аренда или доверенность.
Список таких оснований в законе открытый. Там нет ограничения по форме доверенности — что письменная подходит, а устная нет.
Важен смысл: зачем водитель сел за руль чужой машины. Он управлял автомобилем по своему усмотрению или делал это в интересах собственника как сотрудник?
Если водитель использовал машину по своему усмотрению и с ведома собственника, то именно водитель считается законным владельцем.
По правилам водитель не обязан иметь письменную доверенность на управление машиной. Это требование исключилили из ПДД в 2012 году.
Девушка села за руль при собственнике. Этого достаточно, чтобы считать, что она использовала машину на законном основании и несет за это ответственность.
Другое дело, если есть доказательства, что водитель — это сотрудник собственника. Или что он сел за руль, оказывая собственнику услугу за деньги. Такой водитель — просто участник дорожного движения , а не законный владелец. Требовать с него компенсацию на общих основаниях нельзя.
Итог. Отмену компенсации признали незаконной. Решение апелляции отменили. Дело отправили на пересмотр. Окончательное решение опубликуют на днях, но каким оно будет, уже понятно. При новом рассмотрении суд разберется, получала ли девушка-водитель оплату за свои услуги, но и так ясно, что оплаты не было. Девушке придется выплачивать компенсацию пострадавшим.
С кого требовать компенсацию за вред при ДТП, если это не страховой случай?
По правилам компенсацию нужно требовать с владельца. Владелец в этом случае не то же, что собственник. Владеть автомобилем можно по доверенности или на праве аренды.
Любой водитель может запросто оказаться законным владельцем и ответчиком по иску о возмещении вреда: материального, морального или здоровью.
Но нельзя требовать компенсацию с водителя, который работает на собственника по договору и получает за это деньги. Тогда иск нужно предъявлять тому, на кого оформлена машина.
И если в доверенности указано, что водитель управляет машиной по заданию собственника, в его интересах и за деньги, он тоже может избежать ответственности.
В таких делах могут быть нюансы, поэтому нужно консультироваться с юристом. От того, кто ответчик и как сформулированы требования, может зависеть срок и сумма выплаты.
Эти правила касаются не только морального вреда, но и материального. Например, если страховка не покрывает расходы на ремонт или на лечение понадобилось больше денег, чем выплатила страховая. Или у виновника вообще нет полиса ОСАГО и приходится идти в суд.
Кто несет ответственность за ДТП: собственник или водитель?
Кто отвечает за ДТП: водитель или собственник? Несмотря на многочисленные обсуждения этого вопроса, окончательный ответ может дать только суд после изучения всех обстоятельств дела о ДТП. Однако позиция вышестоящих судебных инстанций гласит – в большинстве случаев, ответственность будет нести субъект, управлявший автомобилем непосредственно в момент аварии.
Зачем необходимо разграничение ответственности
Чтобы получить страховую компенсацию по итогам ДТП или взыскать возмещение ущерба с непосредственного виновника, нужно определить, кто несет ответственность за аварию – водитель автомашины или ее собственник (владелец). Этот вопрос может представлять сложность по следующим причинам:
- положения ГК РФ устанавливают ответственность владельца источника повышенной опасности даже за неумышленное причинение вреда;
- законным владельцем автотранспорта может являться не только собственник, но и иное лицо (например, управляющий автомашиной по доверенности);
- при оформлении полиса ОСАГО указывается круг субъектов, допущенных собственником машины к управлению – может указываться как конкретный список граждан, так и неопределенный круг.
Если оба участника аварии имеют действующий полис ОСАГО, возмещение ущерба будет происходить через страховую компанию. Если суммы страхового покрытия недостаточно для возмещения ущерба, либо у виновника ДТП отсутствует полис, пострадавшее лицо может обратиться с иском к непосредственному виновнику.
Учтите, что по полису ОСАГО допускается выплата компенсации, даже если водитель не указан в качестве лиц, допущенных к управлению. В этом случае страховая компания, выплатившая компенсацию, предъявит регрессный иск к непосредственному виновнику и/или собственнику машины.
К кому предъявлять иск: к водителю или к собственнику транспортного средства? Ответ на этот вопрос дал Верховный суд РФ, определив следующий порядок разграничения ответственности:
- при возмещении ущерба, причиненного автотранспортом (ДТП, наезд на пешехода и т.д.), ключевое значение имеет факт законного управления машиной в момент аварии – на основании письменной доверенности или устного распоряжения собственника;
- при рассмотрении дела о нарушении правил дорожного движения, возбужденного по данным камер фото- и видеофиксации, к ответственности привлекается собственник машины, если не докажет, что за рулем находилось иное лицо;
- страховая компания, получившая право суброгации после выплаты компенсации пострадавшим, может предъявить иск к непосредственному виновнику аварии.
Если автомобиль был изъят у собственника по противоправным основаниям (угон, хищение и т.д.), за любые виды ущерба будет нести ответственность правонарушитель. В этом случае собственник должен своевременно известить правоохранительные органы о совершении хищения или угона.
Нюансы разграничения ответственности
Не возникает спорный вопрос о разграничении ответственности, если автомобилем управлял сам собственник – лицо, указанное в свидетельстве о регистрации ТС. В иных случаях должны проверяться основания для передачи права управления иным лицам:
- письменная доверенность – этот документ не обязательно нужно удостоверять в нотариальной конторе, достаточно составить доверенность от руки;
- устное распоряжение – для подтверждения законности управления автомобилем не обязательно личное присутствие собственника, если при возникновении спорной ситуации он подтвердит указанный факт;
- включение гражданина в содержание полиса ОСАГО – в перечне лиц, допущенных к управлению, могут указываться конкретные граждане.
Если лицо управляет автомобилем в рамках трудовых отношений, к ответственности будет привлекаться работодатель (организация, ИП и т.д.). В аналогичном порядке предъявляется иск к лицу, которому машина передана на временной основе по роду службы. Исключение из указанных правил возникает, когда работник совершает противоправные действия по завладению автотранспортом (например, управляет машиной без поручения работодателя или за пределами рабочего дня).
На практике может возникнуть спор между собственником машины и фактическим владельцем о разграничении ответственности при предъявлении иска. Разрешается он в судебном порядке, исходя из объема полномочий, переданных для управления автомобилем. Страховая компания, подающая иск в порядке регресса, может указать в числе ответчиков собственника и фактического владельца.
Двойное взыскание материального и морального вреда не допускается. Если с водителя уже была взыскана сумма ущерба, предъявление аналогичного иска к собственнику не допускается.
Кто несет ответственность за вред в ДТП – водитель или собственник автомобиля?
Краткое содержание:
В настоящее время широко распространена ситуация, когда на дорогах общего пользования транспортным средством управляет лицо, не являющееся его собственником.
Свобода распоряжения движимым имуществом по своему усмотрению предполагает право собственника передавать автомобиль в пользование третьим лицам. Это могут быть:
- члены семьи собственника;
- его друзья;
- лица, состоящие с ним в трудовых отношениях или оказывающие услуги на денежной основе.
Если транспортное средство, управляемое не собственником, попадает в ДТП, то возникает вопрос: кто должен нести ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам?
Кто по закону отвечает за причиненный в результате ДПТ вред?
Действующее законодательство РФ обязывает возместить вред, причиненный в результате ДТП, того гражданина, который владеет автомобилем на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (ст. 1079 ГК РФ).
То есть ответственность за причиненный источником повышенной опасности (автомобилем) вред несет его собственник, если не докажет, что право владения этим источником в установленном законом порядке было передано иному лицу.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», лицо, которое владеет источником повышенной опасности, в том числе по доверенности на право управления транспортным средством, обязано возместить вред, причиненный этим источником повышенной опасности.
Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» был исключен абзац о том, что водитель должен иметь при себе письменную доверенность на право владения, или пользования, или распоряжения транспортным средством.
В настоящее время для подтверждения своего права на управление автомобилем гражданину, который находится за рулем ТС, достаточно иметь при себе:
- водительское удостоверение;
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- полис ОСАГО без ограничения круга лиц, допущенных к управлению данным ТС, либо с ограничением, но в котором данный водитель вписан.
Что будет, если нет страховки?
Рассмотрим ситуацию: в результате ДТП автомобилем, водитель и собственник которого не застраховали свою ответственность в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», был причинен вред имуществу третьих лиц.
Поскольку отсутствие полиса ОСАГО свидетельствует о том, что у водителя нет законных оснований на управление данным автомобилем, то и требование о возмещение ущерба необходимо предъявлять к собственнику транспортного средства.
Собственник, передав машину во временное пользование водителю, должен был понимать и предвидеть, что на дороге вероятно возникновение транспортного происшествия, в результате которого водитель, допущенный до управления его автомобилем, своими действиями может причинить ущерб третьим лицам (статья 10 ГК РФ).
Что будет, если страховки для покрытия ущерба недостаточно?
Рассмотрим пример, в котором водитель, управляя чужим автомобилем, в результате ДТП причинил вред имуществу третьих лиц, но для полного возмещения ущерба недостаточно суммы страхового возмещения в размере 400 000 руб., предусмотренной ст. 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года № 40-ФЗ..
Требование о возмещении ущерба предъявляется к водителю как лицу, которое управляло автомобилем на законных основаниях, в двух случаях:
- водитель вписан в полис ОСАГО,
- полис выписан без ограничения круга лиц, допущенных к управлению.
Если у водителя не было законных оснований на управление транспортным средством, о чем свидетельствует отсутствие у него полиса ОСАГО, то требование о возмещении ущерба необходимо предъявлять к собственнику автомобиля как законному владельцу источника повышенной опасности.
Особое внимание необходимо обратить на то обстоятельство, что сумма причиненного ущерба в части требований к страховой компании рассчитывается согласно Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
Сумма причиненного ущерба в части требований к физическому лицу рассчитывается по рыночным ценам без учета износа заменяемых деталей.
По указанию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 10 марта 2017 года № 6-П), возмещение убытков в полном размере означает, что потерпевший должен оказаться в том же положении, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. Т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.
Таким образом, правильное определение лица, ответственного за причинение ущерба автомобилю, позволит потерпевшему своевременно и с наименьшими издержками восстановить свое нарушенное право. Водителям же рекомендуем вовремя осуществлять мероприятия по страхованию своей автогражданской ответственности и не допускать к управлению своим транспортным средством лиц, не имеющих на это законного права, чтобы избежать в будущем финансовых потерь.
Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться
Ущерб при ДТП: собственник или водитель возмещает
Чтобы получить ответы на вопрос, касающийся ответственности за ущерб при ДТП, несет собственник или водитель — не помешает обратиться к специалисту, разбирающемуся в законах. Ниже представлена актуальная информация по теме, владеть которой не помешает никому из водителей.
Почему моральный вред возмещает владелец автомобиля?
Автомобиль всегда считался источником повышенной опасности. Следовательно, за последствия, которые были нанесены посредством его участия, отвечает непосредственно владелец. Логичным является вопрос, кто отвечает за ДТП: водитель или собственник? Чтобы получить ответ, рассмотрим ситуацию.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ущербом при ДТП, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с ущербом при ДТП, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
- Позвонить:
- ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844
Предположим, вы являетесь владельцем транспортного средства, и ваш друг попросил на короткое время предоставить ему в пользование авто с целью осуществления загородной поездки. Так сложились обстоятельства, что во время движения был сбит пешеход на переходе. В подобной ситуации ответственность возлагается именно на автовладельца, но никак не на того, кто был за рулем.
Такой закон предусмотрен для того, чтобы потерпевшей стороне было гарантировано возмещение морального ущерба. Дело в том, что у того, кто находился за рулем, могут отсутствовать денежные запасы, а вот у владельца транспортного средства, который смог его приобрести, наверняка финансовые возможности больше. Даже если это не так, взыскание, в случае подачи иска на возмещение морального ущерба потерпевшей стороной может быть обращено на автомобиль. Ответ на вопрос, кто возмещает моральный ущерб ДТП: собственник или водитель — очевиден.
Действительно ли владельцу нужно платить независимо от вины водителя?
Этот вопрос интересует людей не меньше, чем первый. В качестве примера хотелось бы взять один случай из судебной практики. Водитель взял у своего друга автомобиль, и так сложилось, что в темное время суток совершил наезд на внезапно выбежавшего на дорогу пешехода. Причиной тому оказался припаркованный на обочине автомобиль, ограничивший угол обзора дорожного полотна. В процессе следствия был установлен факт того, что тот, кто находился за рулем, не виноват в смерти пешехода, потому что технической возможности избежать столкновения у него не было. По отношению к нему делопроизводство было прекращено.
Далее события развивались следующим образом. Родственники потерпевшего подали иск в суд о привлечении к ответственности собственника автомобиля при ДТП. Основанием для этого был установленный факт того, что смерть пешехода была спровоцирована именно наездом транспортного средства, поэтому родственники требовали возмещения морального ущерба с автовладельца. В результате суд вынес положительное для потерпевшей стороны решение.
Автомобиль был угнан — кто ответит за аварию?
По закону административная/уголовная ответственность собственника при ДТП не предусматривается, если будет доказан факт угона. Речь идет об обстоятельствах, при которых транспортное средство выбывает из обладания его владельцем в результате противоправных действий других лиц. Но! Если к этому привело безответственное поведение хозяина, то и расходы на ремонт авто после ДТП пострадавшей стороне могут быть возложены на него.
Типичная ситуация: автовладелец, будучи в нетрезвом состоянии, забыл закрыть свою машину, оставил ключи в замке зажигания. Если злоумышленник, завладев транспортным средством, сбил человека и скрылся с места преступления, ответственность за последствия аварии несет владелец.
Как действовать в спорных ситуациях, есть ли возможность избежать наказания?
Однозначно ответить на вопрос кто отвечает при ДТП водитель или собственник, нельзя, потому что все зависит от обстоятельств ситуации. Иногда автовладелец освобождается от ответственности за тот вред, который был причинен его машиной. Это возможно при следующих обстоятельствах:
- будет доказан тот факт, что авария возникла в результате воздействия непреодолимой силы, например, природные явления;
- имел место умысел потерпевшего нанести себе вред за счет движущихся на проезжей части автомобилей.
ДТП, когда за рулем не собственник, случаются довольно часто, и чтобы все было по справедливости, в законодательстве предусмотрена возможность взыскания выплаченного вреда с того, кто был на момент аварии за рулем. Есть такое понятие, как регрессный иск. К сожалению, практика показывает, что не всегда этот факт является утешительным, потому что бывает решение суда достаточно сложно исполнить.
Интересно! Когда возникают спорные ситуации, есть смысл подать иск об установлении виновника ДТП. Если окажется, что водитель, находящийся за рулем вашего автомобиля, правильно среагировал в экстренной ситуации, и не виноват в столкновении, ответственности удастся избежать.
Практика показывает, что чаще осуществляется возмещение ущерба при ДТП с собственника автомобиля, поэтому лишний раз не нужно доверять никому свое транспортное средство. Независимо от того, кому вы даете его в пользование, недавно получившему права студенту или водителю с опытом вождения 30 лет, в аварию может попасть любой. После того, как вы понесете ответственность за произошедшее, вы можете вернуть свои средства регрессным иском. На это придется потратить много времени и нервов, без обращения к адвокату не обойтись, услуги профессионала платные.