Style-2.ru

Все про авто

Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине

Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине

Статья о региональных дорогах в Украине — их состояние, эксплуатация, ответственность за ремонт. В конце статьи — видео о дорогах в регионах Украины.

Содержание статьи:

  • Не дороги, а направления
  • Дорожный фонд
  • Какие меры спасут дороги
  • Ответственность областных администраций
  • Видео о региональных дорогах в Украине

Киевские чиновники публично признали состояние украинского дорожного полотна плачевным, но поделились новой, масштабной программой развития автомобильных дорог, которая началась уже с 2018 года. Кто, каким образом и за чей счет будет осуществлять ремонт, рассмотрим в следующем обзоре.

Не дороги, а направления

После ревизии 170 000 км дорожного хозяйства выяснилось, что дорог-то в стране фактически не существует. Лишь 2-3% из них можно назвать относительно соответствующими нормативному состоянию, остальные же трассы больше представляют руины, чем проезжую часть.

Хотя на 2018 год на ремонт выделена феноменальная для страны сумма в 44 млрд. гривен (по сравнению с 5,3 млрд. гривен в прошлом, 2017 году), аналитики называют ее несущественной, так как большинство трасс не видело ремонтных работ более 30 лет.

Государственное агентство «Укравтодор» озвучило следующие цифры несоответствия законодательным нормам автодорожного хозяйства Украины:

  • нормам прочности — 39% дорог;
  • нормам ровности — 51% дорог;
  • техническим параметрам и нагрузке — 9,6 тысяч мостов;
  • капремонта требуют 1923 моста.

Оценили украинские дороги и международные эксперты, которые присвоили им 137 место из имеющихся в рейтинге 144 мировых стран. Из-за недофинансирования, коррупции в государственных органах и отсутствия контроля над данной сферой автомобилисты сейчас могут передвигаться по трассам со скоростью не более 25 км/ч.

Дорожный фонд

Реформой начался 2018 год для Украины, где начала функционировать новая структура — государственный дорожный фонд. Если ранее дорожные сборы отправлялись в общий бюджет, откуда в процессе распределения практически не доходили до дорожного хозяйства, то благодаря фонду ожидается грамотное распределение финансов, увеличение расходов на ремонт и реконструкцию, и, может быть, даже на строительство новых дорог.

Последний пункт является особенно болезненным вопросом, так как для достаточно внушительной территории количество дорог просто смехотворно. В Германии, например, которая вполовину меньше Украины по площади, дорог больше в 4 раза. Даже соседняя Польша протяженностью своих трасс превышает в два раза.

Хотя «Укравтодор» рассматривает возможность постройки концессионных дорог, построенных на средства частных инвесторов, для разработки этого направления потребуются изменения законодательной базы, анализ дорожного трафика и проведения тендера на выполнение работ. Кроме того, окупит себя подобная трасса не ранее, чем через 25-3 лет при условии активного трафика в минимум 15 000 автомобилей. Учитывая данные нюансы, Украине не следует рассчитывать на платные автобаны в ближайшие годы.

Пополняться дорожный фонд будет из следующих источников:

  • акцизы с транспорта, местного и импортируемого топлива;
  • пошлина на импортируемый транспорт и нефтепродукты;
  • оплата, взимаемая с перегруженных автомобилей, следуемых по национальным дорогам;
  • плата за проезд по платным дорогам, построенным на средства частных инвесторов;
  • целевые кредиты;
  • добровольные пожертвования физических или юридических лиц, национальных или международных.

Министерство инфраструктуры ожидает только с топливных акцизов получать по 35-40 млрд. грн. ежегодно Правда, данный расчет был произведен в евро, по отношению к которому гривна уже потеряла в цене на 40%. Поэтому чиновники сделали оговорку: в этом году фонд получит от акцизов и ввозной пошлины лишь 50%, в 2019 году уже 75% и, наконец, к 2020 году он должен обрести максимальное финансирование.

Александр Кава из Государственного агентства автомобильных дорог уверен, что с созданием фонда ситуация с дорогами переменится коренным образом. Получаемые от автомобилистов средства за пользование дорогами теперь будут защищены от нецелевого использования, а новая нормативная база позволит направить их только на ремонт и содержание дорожного хозяйства.

Читать еще:  Не открывается задняя дверь нива шевроле

Какие меры спасут дороги

Первоочередной причиной дорожных проблем страны является недофинансирование и десятилетия халатного отношения к их содержанию. Однако премьер-министр Гройсман сообщил об утверждении особой программы развития автомобильных дорог, запланированной на 2018-2022 годы. Первым ее этапом является создание дорожного фонда, который уже начал свою деятельность.

Вторым – пересмотр строительных стандартов и технологий, применение качественных материалов. В стране есть примеры надежных подрядчиков, как, к примеру, на трассе Батурин-Глухов, чья работа и после десятилетия эксплуатации в суровых погодных условий не вызывает нареканий.

Одновременно следует отказаться от так называемого «ямочного» ремонта, которым так грешат в Украине. В любой европейской стране при появлении на дороге или, тем более, на автобане выбоины снимается большой участок аварийного полотна и полностью заменяется на новый. Тогда как в Украине нередко можно увидеть, как рабочие под дождем или снегом засыпают яму щебенкой, чтобы уж назавтра она стала лишь еще больше.

Глава «Укравтодора» Славомир Новак заявил, что агентство к 2020 году полностью откажется от проведения такого рода ремонтов, перейдя на европейскую практику. Это потребует освоения новых технологий, приобретения соответствующей техники, а также переподготовки рабочих, поэтому на реализацию этого стратегического решения потребуется некоторое время. Ведь поставленная цель оправдывает свои средства, так как в долгосрочной перспективе приведет к экономии за счет продления срока эксплуатации дорожного полотна.

Третий этап – контроль над эксплуатацией дорог, в том числе регулирование проезда грузового транспорта, соблюдение весовых норм, введение больших штрафных санкций за перегруженный транспорт. Дороги обязательно предстоит оснастить контрольно-весовыми пунктами, с помощью которых можно будет определить перегруз и выписать водителю штраф, который также пополнить дорожный бюджет.

В данный момент в стране насчитывается около трех десятков таких пунктов, из которых лишь 8 функционируют в круглосуточном режиме. Как показывает практика, несмотря на наложенный еще в 2015 году запрет на движение транспорта массой свыше 40 тонн и контейнеровозов массой более 46 тонн, грузоперевозчики не следуют требованиям, а патрульная полиция не штрафует за вопиющие нарушения.

Ответственность областных администраций

Обширная программа реформирования дорожной отрасли включает также пункт о децентрализованной ответственности за дорогами. Дороги территориального значения планируется передать на баланс областей вместе со средствами на их содержание. Речь идет о трассах, пролегающих между районными и областными административными центрами, а также городами областного значения. Сейчас в областях наблюдаются большие проблемы с использованием направляемых бюджетных средств.

И хотя в том числе деньги были направлены на приведение в относительный порядок трасс национального и международного значения, регионы отчаянно нуждаются в экстренной помощи. Поэтому министр инфраструктуры Владимир Омелян запланировал брифинг с обсуждением текущей ситуации и публичным оглашением тех областей, которые нерационально распоряжаются настолько дефицитными дорожными средствами.

Ожидается, что вследствие введения децентрализованной системы Укравтодор снимет с себя полномочия по отслеживанию освоения бюджета и процессу восстановления работ, оставив за собой только 50 000 км всех дорог страны. Распределение средств по регионам будет осуществляться, исходя из протяженности находящихся на балансе дорог.

Владимир Омелян сообщил, что в течение ближайшего десятилетия абсолютно все дороги страны будут приведены в нормативное состояние. На данный момент «Укравтодор» сумел отремонтировать порядка 2 000 км, что крайне мало в контексте предстоящего объема работ, но беспрецедентно много именно для Украины.

Видео о региональных дорогах в Украине:

Как ремонтируются дороги в Украине

Добавлено в закладки: 0

Официально: половина дорог в Украине уничтожена и требует немедленного капитально горемонта. Лишь 2% дорог в состоянии выдержать без последствий тяжелые автопоезда. Что делает государство для исправления ситуации?

По-настоящему хороших дорог у нас лишь несколько. На карте ниже они обозначены зеленым.

Читать еще:  Как правильно ездить в пробке

С запада на восток это дорога Чоп-Киев, которая за столицей переходит в трассу Киев-Харьков.

С севера на юг можно относительно нормально доехать из Чернигова в Киев, и далее по дороге вечной реконструкции — в Одессу. Плюс еще несколько трасс, среди которых стоит отметить «варшавскую» на Коростень-Сарны-Ковель и «московскую» на Батурин-Глухов.

Если вы с них ненароком съехали: привет, СТО! Можно легко влететь в неожиданную яму. Даже когда вы знаете, что дорога плохая, но, наконец, появляется нормальный кусок асфальта, у вас нет сил ползти 40 км/ч — и вы давите на газ.

«Вот, черт!» — кричите вы, но уже поздно. Яма показалась словно из ниоткуда, и шина разорвана в клочья. Хорошо, когда только шина.

Карта «Состояние автодорог Украины», разработанная командой сайта «Дороги Украины», хорошо иллюстрирует состояние дел.

Ездить по большинству дорог возможно на скорости менее 70 км/ч, по остальным вы и вовсе будете ползти — 30-40 км/ч.

Почему так случилось?

Одна из причин — фуры, которые вызывают серьезные нагрузки на дорожное покрытие. При этом грузовиками в Украине перевозится пятая часть всех товаров.

С 2006 года количество грузовых автомобилей у нас выросло в 2,5 раза.

По данным Мининфраструктуры, большинство отечественных дорог способно выдерживать нагрузку не более 7 тонн на ось. Обычно грузовой автомобиль имеет 2-3 или 5 (фура с прицепом) осей.

Только 24% дорог рассчитаны на грузовые авто весом до 36 тонн. И только 2% украинских трасс не разрушаются (по утверждению, напомним, министерства), если по ним проедет тяжеловесная фура — до 40 тонн.

Другая причина — хроническое отсутствие средств на ремонт и низкое качество ремонтов.

“К сожалению, в последние годы Госагентство автодорог переживает критическое недофинансирование, — пожаловались ТЕКСТАМ а в Укравтодоре. — Средства поступают по остаточному принципу, что делает невозможным планирование работ на несколько лет вперед.

«В результате — половина дорог в Украине уничтожена и требует немедленного капитально горемонта.

Также нужно проводить реконструкцию, ведь 2% дорог, предназначенных для тяжеловесных фур, — это ничто.

Количество грузовых перевозок ежегодно увеличивается. Украина стремится использовать свой транзитный потенциал, поэтому постоянно ограничивать движение грузовиков — не выход.

Однако ежегодно эти грузовики уничтожают «остатки» дорог.

Когда перестали ремонтировать дороги?

В Мининфраструктуры утверждают, что с 2011 по 2015 годы реконструкцию и капитальный ремонт дорог почти не проводили. Осуществляли только плановое латание дыр.

В целом на протяжении этих четырех лет отремонтировали не более 2 тыс. км. При этом минимальная годовая потребность — 5 тыс. км.

С каждым годом недостаточный ремонт дорог и неправильная эксплуатация привели к тому, что все украинские дороги не отвечают современным требованиям прочности и ровности.

В 2016 году ситуация немного изменилась, но продолжают проводить только текущий средний ремонт.

Объемы работ увеличились, но не достигли минимальной потребности. Если же не выполнять минимальные нормы, то в ближайшее время не останется вообще хороших дорог, придется восстанавливать всю сеть.

Почему не проводят надлежащий ремонт?

Строить и ремонтировать дороги — дорого. Цена в каждом конкретном случае может отличаться в разы.

Для понимания порядка цифр приведем пример: Винницкий автодор взял у государства 159 000 грн за ремонт 7 км дороги Кинашев-Клебань-Ладыжин. Этот путь территориального значения Т 0237 соединяет райцентры, он узкий и не приспособлен для движения тяжелых фур, поэтому ремонт — дешевый.

Год назад чиновники Мининфраструктуры говорили, что для восстановления всех дорог ежегодно нужно выделять от 50 до 100 млрд грн в течение 10-20лет.

В этом году на ремонт дорог из всех источников финансирования предусмотрено 10,4 млрд грн.

Читать еще:  Типичные неисправности АКПП

Bозьмем, например, недавно завершенный ремонт дороги в окрестностях города Острог, дорога регионального значения Р-05 Городище — Ровно — Староконстантинов.

Председатель Ровенского областного совета Александр Корнийчук рассказал о том, как удалось осуществить ремонт этой автодороги:

«Дорога была аварийной, особенно зимой. Нужно было внести ее в списки ремонта дорог на текущий год, ведь она является дорогой государственного значения и распоряжается ею Укравтодор. Год назад я начал активно лоббировать данный вопрос. Общались со многими людьми. С министрами, профессиональными чиновниками, также помогал мне в этом нардеп Юрий Вознюк. Мы уже и не надеялись, что ремонт завершат в этом году. Но нас услышали».

17 ноября 2016 года во время Дня инфраструктуры было утверждено постановление, создающее законодательные условия для передачи дорог «на места». Это позволит местным советам самим определять уровень приоритетов.

Какие меры нужно принимать?

Как всегда, все «упирается» в деньги. Именно хроническое недофинансирование и привело к тому, что 74% дорог с твердым покрытием — в ужасном состоянии.

В утвержденных в ноябре 2016-го законах предусмотрено создание и функционирование целевого фонда финансирования дорожной отрасли.

По словам назначенного в октябре и.о. председателя Укравтодора Славомира Новака [бывшего министра инфраструктуры Польщи], действующий дорожный фонд «даст возможность введения принципа сети, где все крупные города Украины будут между собой качественно соединены».

Во-вторых, надо строить по современным стандартам и технологиям, используя качественные материалы.

Украинские дорожники вполне способны это делать: упомянутую в начале материала автомагистраль М-06 на Батурин-Глухов ремонтировала киевская фирма еще в 2007 году. Этот путь еще почти в идеальном состоянии, несмотря на суровые погодные условия Черниговской и Сумской областей.

Когда на автобанах Германии появляются ямы и выбоины, их не ремонтируют латанием дыр (часто под дождем), а проводят капитальный ремонт сразу большого участка. Что в разы увеличивает срок эксплуатации и экономит — в долгосрочной перспективе — немалые средства.

В-третьих, после проведенных работ нужно защищать свои дороги от перевозчиков, не соблюдающих весовых норм. Нужно устанавливать большие штрафы, ведь после поездок перегруженных фур придется где-то брать деньги на дорожный ремонт.

В 2015 году Министерство инфраструктуры разработало стратегию реформирования и развития дорожной отрасли.

Документ, в частности, предусматривал децентрализацию системы управления автомобильными дорогами общего пользования — передать в распоряжение областных властей дороги местногозначения, вместе со средствами на их содержание. Соответствующий закон ВР приняла 17 ноября 2016 года.

Планировалось разделить полномочия заказчика и исполнителя работ. Ведь и заказчиком, и исполнителем, и контролером выступало Государственное агентство автомобильных дорог Украины.

Сейчас, как сообщили в Укравтодоре, исполнители работ определяются в ходе тендеров. При этом учреждение перешло на электронную систему закупок Prozorro.

Заказчиком дорожных работ выступает Укравтодор — как балансодержатель дорог общего пользования (государственного значения).

Функции контроля сегодня лежат на соответствующих работниках областных филиалов Укравтодора, а также на ГП «Доркачество».

Поскольку средства в Укравтодор поступают по остаточному принципу, это делает невозможным планирование работ на несколько лет вперед.

Поэтому было предложено создать Дорожный Фонд: средства с акцизов на топливо, ввоза нефтепродуктов и т.д. будут напрямую поступать в Укравтодор и распределяться между всеми областями. Эта идея также была поддержана Верховной Радой.

Как сообщили в Укравтодоре, строительство платных дорог в ближайшее время не предвидится:

«Главной задачей агентства на следующие несколько лет является полное восстановление и приведение к европейскому уровню существующей государственной сети дорог.

Позже, с возрождением экономики возрастет интенсивность транспортных потоков и появится спрос на более быстрое транспортное сообщение. Тогда и возникнет предпосылка для заинтересованности инвесторов такими проектами.

Сейчас мы находимся на подготовительном этапе — поиск оптимальных направлений будущих дорог для концессии по привлечению инвестиций».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]