АКПП Типтроник (Tiptronic)
Что такое АКПП Tiptronic и как она работает
Главное предназначение любой коробки передач – обеспечение необходимого диапазона изменения крутящего момента при различных режимах движения автомобиля. Одной из видов АКПП с функцией ручного режима переключения передач является Типтроник. В статье разберем, что такое Типтроник, чем она отличается от обычного автомата, определим ее основные плюсы и минусы. Не оставим без внимания и устройство, а также принцип работы Tiptronic.
Типтроник и ее основная функция
Термин «Типтроник» имеет двойственное значение. С одной стороны, это название торгового бренда, зарегистрированного в 1989 году и принадлежащего производителю спортивных автомобилей Porshe. С другой – это коробка автомат, сочетающая функции автоматической КПП с ручным управлением.
Изначально система Типтроник была создана для автоспорта с целью обеспечения быстрого переключения передач за счет того, что селектор управления имеет минимальный ход.
Заблуждением является мнение, что понятие «Типтроник» обозначает отдельную конструкцию АКПП, включающую функцию ручного переключения передач. Типтроник является только функцией автомата, которая предназначена для контроля динамики автомобиля в различных режимах работы двигателя. Для классической автоматической трансмиссии это недоступно.
С начала 2000-х годов в автомобильной промышленности коробка Tiptronic стала получать широкое распространение.
Первый «Типтроник» в разрезе
Сегодня этот термин стал нарицательным в связи с использованием АКПП с типтроником в автомобилях многих производителей. В настоящее время под этой коробкой может подразумеваться любая КПП с возможностью имитации ручного управления. С другой стороны, не каждая коробка автомат с возможностью ручного переключения передач копирует разработку Porsche и подпадает под условия товарного знака Tiptronic.
Сегодня АКПП с функцией Типтроник используется в следующих автомобилях:
1. Концерн Volkswagen:
2. BMW – здесь данная функция носит несколько иное название – Стептроник.
Такая же функция ручного переключения используется в роботизированных КПП DSG и S-Tronic, а также в вариаторе Multitronic.
Схема АКПП Tiptronic от ZF
Устройство и принцип работы Типтроник
Устройство Tiptronic практически ничем не отличается от устройства классической АКПП. Да и движение в автомобиле с типтроником идентично движению машины, в которой установлен обычный автомат. Разница лишь в том, что коробка Типтроник позволяет водителю при необходимости быстро перевести селектор управления в ручной режим работы.
Работает система Типтроник при помощи переключателей в селекторе КПП и переключателей (при наличии) на рулевом колесе.
Селектор КПП может быть оснащен переключателями в количестве от одного до трех: один – для включения режима, второй и третий – для переключения на пониженную и повышенную передачи. Сигналы от переключателей передаются в электронный блок управления трансмиссией, который запускает алгоритм программы и обеспечивает переключение скоростей.
Особенность алгоритма смены передач в коробке Tiptronic следующая: при повышении передач селектор занимает переднее не фиксируемое положение, при понижении– селектор переходит в заднее не фиксируемое положение. Этот алгоритм отличается от общепринятого переключения скоростей, когда селектор толкается назад для повышения передачи и вперед для ее понижения.
Схема переключения передач
Коробка Типтроник работает в двух режимах: полного автомата и ручного управления. В ручном режиме водитель не просто ограничивает АКПП использованием некоторого диапазона передач (например, не выше третьей), а самостоятельно решает, какая конкретная передача должна быть включена.
Автоматический режим имеет те же позиции – D, N, R, P, но сбоку есть специальный вырез под ручной режим. Когда селектор при переключении скоростей перемещается в этот паз, осуществляется ручное управление работой КПП. Регулировать передачу можно перемещением рычага в положение «+» или «-».
Выключается Tiptronic обратным перемещением селектора передач в положение D. На некоторых моделях автомобилей переключение выполняется с помощью подрулевых переключателей (лепестков). Установленная передача отображается на панели приборов.
При нажатии на подрулевые переключатели система управления переводит коробку в ручной режим, минуя переключение рычага селектора. Если подрулевые лепестки не используются водителем, то система управления сама переводит коробку в автоматический режим работы.
Плюсы и минусы АКПП Типтроник
По сути, коробка Tiptronic — это автоматическая коробка передач с функцией ручного управления. Но это не обычная АКПП, это все же принципиально новая коробка, которая, например, в отличие от автомата может тормозить двигателем.
Tiptronic эффективен в любых условиях. Например, можно быстро перейти на понижающую передачу и повысить тем самым динамику автомобиля. АКПП себе такое позволить не может. Помимо этого, в неблагоприятных дорожных условиях можно заранее выбрать пониженную передачу, а значит, чувствовать себя более уверенно на дороге.
Современный типтроник в разрезе
Режим Типтроник в АКПП предоставляет водителю больше возможностей при управлении транспортным средством.
В коробке Tiptronic переключение в ручной режим абсолютно безопасно, электронная система заблокирует все недопустимые для автомобиля условия работы. В то же время при торможении компьютер автоматически понизит передачу, и движение транспортного средства будет осуществляться с первой передачи.
Какие еще положительные стороны можно найти у Tiptronic?
- Экономия топлива.
- Улучшенная динамика автомобиля.
А как же с минусами? Немного, но они есть!
- Сложность конструкции.
- Система Типтроник увеличивает стоимость АКПП.
АКПП Типтроник (Tiptronic): что это такое?
Читайте про такую функцию на автомобиле с АКПП как Типтроник: что это такое, как работает, а также преимущества и недостатки системы. Смотрите видео.
Что это такое за функция в автомобиле?
Типтроником является функция в ручном переключении передач, которая используется в АКПП. Используется для контролирования динамики автомобиля в различных ситуациях: при торможении или ускорении, при поворотах и включении пониженной передачи. Всего этого не существует в обычной автоматической КПП.
Изначально Типтроник был разработан для спортивных машин известным немецким производителем автомобилей Porshe. Он зарегистрировал «Tiptronic» как торговую марку ещё в конце 80-х. Система запланирована для того, чтобы передачи быстро переключались с помощью маленького расстояния рычага переключения.
Но впоследствии его стали использовать на автомобилях таких марок, как Volkswagen, Peugeot, Audi, Skoda, Seat, Mercedes-Benz, Porshe и прочие марки. Ещё Типтроник нашёл своё применение в роботизированных коробках, S-Tronic, DSG и в вариаторе Multitronic. Такая же система, которую назвали Стептроник (Steptronic), нашла своё место в автомобилях BMW.
Но важно знать, что Типтроник является не какой-нибудь запчастью автомобиля, а только функцией. Вследствие того, что ручной режим в автоматических коробках приобрёл большую популярность, функция Типтроник приобрела нарицательное имя.
Видео про Tiptronic:
Принцип работы Типтроника:
Для того, чтобы Типтроник функционировал, ему помогает специальная программа в электронном блоке управления над КПП. Чтобы эта функция нормально функционировала, применяют переключатели рулевого колеса и переключатели селектора в коробке передач. Причём для селектора коробки передач, возможно установить не только один переключатель, а целых три, учитывая конструкцию самой коробки. Все три переключателя нужны каждый для своей цели: один для переключения на самую низкую передачу, второй для переключения на самую высокую, а третий для того, чтобы включить режим. Делая какие-нибудь манипуляции с переключателями, от них поступают сигналы в место запуска алгоритма программы в электронном блоке управления. В этом блоке управления срабатывает сигнал и за счёт этого передачи переключаются.
Можно использовать в системе управления подрулевые «лепестки». Это можно сделать нажатием кнопки на подрулевых «лепестках», в итоге коробка перейдёт к ручному режиму. Вследствие этого рычаг селектора не переключается. Затем, если ручной режим не нужен, то коробка передач переходит к автоматическому режиму работы через определённое время, которое отсчитывается от того, когда перестали работать подрулевые «лепестки».
В таких вариаторах как Multitronic для функции Tiptronic применяют фиксированные передаточные числа, которые программируют в вариаторе.
С применением функции Типтроник в АКПП автомобиль приобретает ряд преимуществ и удобств.
АКПП Типтроник: преимущества и недостатки
Эта система имеет несколько преимуществ:
-
во-первых, водитель всегда может взять управление трансмиссией в свои руки, к примеру, для экстренного торможения двигателем;
во-вторых, во всех моделях подобного типа встроена специальная защита, которая следит, чтобы ручное переключение не повредило двигателю, чего зачастую нет в обычных МКПП;
Переключения скоростей в ручном режиме возможны двумя способами – при помощи специального раздела на селектор, обозначенного «+» и «-», либо при помощи кнопок на рулевом колесе.
Однако, КПП Типтроник имеет и некоторые минусы, недостатки: слишком большой размер коробки передач, переключение скоростей с задержкой — от 0,1 до 0,7 секунды.
Видео про Tiptronic — как работает
Как работает Типтроник АКПП
Коробка автомат сегодня является сегодня одним из самых востребованных типов трансмиссии на автомобилях разного класса. При этом существует несколько видов автоматических коробок передач (гидромеханическая АКПП, роботизированная и вариатор CVT).
Примечательно то, что для удобства производители оснащают КПП, причем независимо от типа, похожими функциями и режимами. Например, спортрежим, зимний режим, режим экономии топлива и т.д. В этой статье мы поговорим о том, что такое Типтроник АКПП.
АКПП Tiptronic
В большинстве случаев современные автоматические трансмиссии имеют возможность ручного переключения передач, однако так было не всегда. Так вот, Типтроник (Tiptronic) является запатентованным торговым названием данной технологии.
Режим Tiptronic впервые появился на АКПП в 1989 г., разработчиком является немецкий автогигант Porshe. С самого начала создавался данный режим для спортивных авто, чтобы добиться наиболее высокой скорости переключения передач благодаря минимальному смещению селектора (по сравнению с обычной МКПП).
Не трудно догадаться, что с учетом всех преимуществ, после появления Типтроник на спортивных авто, позже эта функция стала доступна и на гражданских моделях. Автомобили концерна VAG с АКПП (Volkswagen , Audi, Porshe, Skoda и т.д.), а также роботизированной трансмиссией DSG или вариатором получили данную функцию под названиями Tiptronic, S-Tronic (Tiptronic S), Multitronic.
Также следует добавить, что данная функция с учетом всех ее преимуществ активно используется и другими производителями. Например, на различных моделях BMW она обозначена как Steptronic (Стептроник). Так или иначе, но среди рядовых обывателей любую коробку автомат с возможностью ручного переключения передач обычно принято называть Типтроник, причем независимо от производителя АКПП.
Как работает Типтроник коробки-автомат
Сразу отметим, обозначение Типтроник часто понимается как особая уникальная конструкция АКПП. На самом деле это не так. Фактически, Tiptronic является режимом автоматической коробки передач применительно к классическим автоматам, роботам или вариаторам. Другими словами, речь идет всего лишь о дополнительной функции ручного переключения передач на АКПП.
Как правило, в месте расположения рычага селектора кроме стандартных режимов ( P-R-N-D) еще имеется отдельный паз с обозначениями «+» и «-» на панели. Дополнительно может присутствовать литера «M» (Manual, ручной). Такие же обозначения можно увидеть на подрулевых лепестках (в случае их наличия). Еще на рычаге селектора может быть выполнена отдельная кнопка в виде «качельки».
В любом случае, «+» и «-» указывает на возможность понизить и повысить передачу путем перемещения рычага селектора, нажатием на подрулевой лепесток или соответствующую кнопку на рычаге. Выбранная передача также отображается на панели приборов.
Если просто, сама функция Типтроник «зашита» в электронный блок управления АКПП, то есть нет никакой прямой механической связи селектора с коробкой передач по аналогии с МКПП. За работу режима отвечают специальные переключатели.
В селекторе АКПП может быть установлен 1, 2 или 3 переключателя, что будет зависеть от особенностей конструкции. Если рассматривать схему с тремя такими элементами, один переключатель необходим для активации режима, второй используется для перехода на повышенную передачу, а третий для понижения передачи.
После включения ручного режима, соответствующие сигналы поступают от переключателя в ЭБУ коробкой, где специальная программа начинает работать по заданному алгоритму. При этом за переключения передач отвечает блок управления.
Еще существует схема, когда после нажатия на подрулевые лепестки система сразу автоматически переводит коробку в ручной режим, то есть исключается необходимость каких-либо дополнительных манипуляций с рычагом селектора АКПП. Если же водитель определенный промежуток времени не использует ручное переключение, система переведет коробку обратно в полностью автоматический режим
Еще добавим, что реализация функции Tiptronic на бесступенчатом вариаторе CVT (например, Multitronic) представляет собой определенные запрограммированные передаточные числа, так как физические «ступени» в коробках передач данного типа попросту отсутствуют.
Плюсы и минусы Типтроник
Если говорить о преимуществах АКПП с Типтроником, тогда следует отметить следующее:
- Типтроник лучше при обгонах по сравнению с режимом кик-даун, так как при переходе в ручной режим не происходит переключения на повышенную передачу;
- Наличие Tiptronic позволяет лучше контролировать автомобиль в экстренной ситуации (например, появляется возможность активно пользоваться приемом торможения двигателем в гололед);
- Ручной режим АКПП позволяет тронуться со второй передачи без пробуксовки колес, что незаменимо при движении по бездорожью, грунтовым дорогам, по грязи, снегу, песку, на льду и т.д.;
- Также Типтроник позволяет опытному водителю экономить горючее (особенно в сравнении с АКПП без такой функции);
- Если водитель практикует агрессивный стиль езды, однако стремится приобрести машину с автоматом, тогда Типтроник можно считать оптимальным вариантом, так как это компромисс между АКПП и МКПП.
Еще можно отметить, что постоянная агрессивная езда, которая становится вполне возможной в ручном режиме, может значительно сократить ресурс АКПП, ДВС, а также других агрегатов и узлов автомобиля.
Подведем итоги
Как видно, благодаря постоянному совершенствованию и расширению функциональности, на современных АКПП можно встретить много дополнительных режимов (например, режим Overdrive, спортрежим АКПП, экономичный, зимний и т.д.). Также часто встречается ручной режим коробки автомат, который обычно принято называть Tiptronic.
Данный режим удобен, при этом сегодня многие производители предлагают его не в качестве отдельной опции, а «по умолчанию». Другими словами, на конечную стоимость автомобиля наличие данной функции практически не влияет.
С одной стороны, такая особенность является защитой АКПП и двигателя, однако с другой водитель все же не имеет полного контроля над трансмиссией (как в случае с МКПП).
Так или иначе, даже с учетом некоторых недостатков, Типтроник является полезной функцией, которая значительно расширяет возможности при управлении автомобилем с автоматической коробкой передач, а также позволяет в ряде случаев задействовать весь потенциал ДВС при такой необходимости (резкий старт, динамичная езда, затяжные обгоны, сложные дорожные условия и т.п.).
Можно ли буксировать автомобиль с коробкой “автомат”: основные правила и рекомендации. Что нужно учитывать, если автомобиль с АКПП буксирует другую машину.
Режим O/D АКПП: что означает овердрайв, для чего нужна кнопка overdrive на АКПП. Как пользоваться режимом овердрайв на автомобиле с автоматической коробкой.
Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.
Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой – автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.
Гидротрансформатор АКПП (конвертер крутящего момента, ГДТ). Назначение, устройство гидротрансформатора, принцип работы и особенности.
Селектор автоматической коробки передач: основные функции. Виды селекторов АКПП: подрулевой, кнопочный, напольный. Неисправности селектора коробки автомат.
Что такое типтроник в автомобиле — плюсы и минусы
Трансмиссия служит для передачи вращательного момента на ходовую часть автомобиля. Впервые для этих целей применили механическую коробку передач (МКПП), позже ее заменила автоматическая (АКПП). В наше время производители уже редко выпускают ТС с классическим автоматом, отдавая предпочтение модифицированной АКПП. Типтроник, что это такое, какие у него плюсы и минусы, рассмотрим ниже
Что такое типтроник в машине, и как он появился
Типтроник — это функция автоматической трансмиссии. Водитель использует ее по своему усмотрению, когда необходимо ускориться или переключиться вниз на одну передачу. Автомобилисту становится доступным управление динамикой во время торможения, обгонов и поворотов.
Первое появление термина Tiptronic зафиксировано в документах ZF Friedrichshafen AG. Эта компания является признанным знатоком в создании трансмиссионных устройств. Ее инженеры сконструировали коробку, где были совмещены автомат и механика. Заказчиком стал автопроизводитель «Porsche», выпускавший автомобили с такой КПП с 1990 по 1998 год. Tiptronic от ZF не стал новинкой автомобильной индустрии. Он был лишь модернизацией классического автомата, который выпускали уже около 10 лет.
По заказу «Porsche» АКПП стала полностью управляться электроникой. В конструкции коробки больше не было обгонных муфт, а гидротрансформатор мог блокироваться на всех 4 передачах. Цель этих изменений состояла в возможности жесткой связи между ведущими колесами и двигателем на каждой передаче.
Установкой КПП с функцией типтроник практически сразу стали заниматься другие автогиганты, такие как Крайслер, БМВ. Компания Ауди производила модели с quattro tiptronic, которые получили большую популярность.
На моделях Cayenne, Panamera до сих пор устанавливаются новые модификации коробок с типтроником. Однако постепенно они вытесняются роботизированными КПП.
Устройство и принцип работы типтроник
Модернизированной коробкой водитель может управлять сам, если переведет рычаг в соответствующее положение. На селекторе могут находиться от 1 до 3 переключателей. Первый включает режим, а второй и третий предназначены для активации пониженной и повышенной скорости. После нажатия водителем переключателя в ЭБУ отправляется сигнал, запускающий алгоритм программы по смене передач.
Коробка с типтроником может работать в 2 режимах: автомат или ручное управление. Во втором варианте предусмотрено не только ограничение АКПП на использование диапазона скоростей, но и принятие водителем решения о включении нужной передачи.
В автоматическом режиме имеются все те же положения: D, N, R, P. Но с боковой стороны расположено специальное ответвление для ручного режима. Ручное управление коробкой передач становится доступным при переводе рычага селектора в этот вырез. Регулировка скоростей осуществляется перемещением рычага в позицию «+» либо «-». Чтобы выйти из функции Tiptronic, надо переместить селектор в положение «драйв».
Преимущества Tiptronic
Система типтроник обладает следующими преимуществами:
- Автомобилисты могут перейти на ручное управление трансмиссией в непредвиденной ситуации, например, когда необходимо произвести остановку двигателем или быстро понизить передачу. Ручной режим позволяет избежать заноса на повороте, особенно на скользком участке дороги.
- КПП с типтроником безопасна при обгонах, т.к. блокирует автомат на включение высокой передачи.
- Если в автомобиле предусмотрен зимний режим, то на заледеневшей дороге можно начинать движение на второй скорости, не допуская пробуксовки колес.
- Ручной режим типтроника позволяет перемещаться по неровным участкам. На автотранспорте с классическим АКПП ездить по бездорожью не рекомендуется.
- Трансмиссия с функцией Tiptronic обладает интегрированной защитной системой. Она ведет контроль за ручным переключением, оберегает двигатель от перегрузок. На механических коробках этого не предусмотрено.
- Топливо расходуется экономичнее (по сравнению с АКПП).
Из-за наличия функции ручного управления увеличился вес конструкции и ее габариты, переключение передач осуществляется с небольшой задержкой. Зато опытные автомобилисты имеют возможность управлять динамикой машины при сохранении преимуществ автоматической коробки.
Как пользоваться коробкой типтроник
Для запуска функции необходимо:
- Рычаг перевести в специальный паз, который может находиться на селекторе как с правой, так и с левой стороны.
- Для перехода на повышенную передачу сдвинуть рычаг в положение «+». Для снижения скорости выбрать «-».
В некоторых моделях переключаться между режимами можно подрулевыми лепестками. Установленная в текущий момент времени передача отображается на панели приборов.
Отличия АКПП типтроник от вариатора
Необходимость в автоматической коробке появилась тогда, когда в условиях городского движения понадобилось повысить уровень комфорта для водителей. Им больше не надо было отвлекаться на управление передачами, за них все делало ЭБУ. Однако все равно оставались ситуации, когда требовалось вручную сменить передачу. Поэтому некоторым автомобилистам автомат скорее мешал.
Вариатор — это разновидность автоматической АКПП. Но между ним и типтроником большое различие, поскольку вариатор является бесступенчатой коробкой. Она позволяет автомобилю плавно разгоняться, при этом рывки, подергивания и провалы отсутствуют.
По сравнению с типтроником у вариатора есть большой минус, который заключается в передаточном звене нагрузки. В большинстве вариаторных коробках установлены ремни, которые отвечают за выбор оптимального режима передвижения. Они быстро изнашиваются, если водители не соблюдают рекомендации автопроизводителей. Вариатор требует аккуратной езды и ограничения нагрузок. Запрещается допускать сильное буксование, перевозить тяжелый груз, использовать прицепы.
Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку
Управление машиной с МКПП полностью лежит на водителе. Он сам переключает скорости и контролирует весь процесс передвижения. Минусом механики является малая целесообразность ее использования в условиях города, ведь из-за светофоров, постов ДПС разогнаться не получается. Долгое стояние в пробках утомляет, т.к. даже небольшое продвижение вперед требует от водителя переключения передачи. Многим автомобилистам МКПП только мешает, заставляя дергать постоянно рычаг, выжимать сцепление и терять концентрацию на дороге.
Типтроник предназначался для объединения двух вещей: комфорт автомата и достоинства механики. Автолюбитель, который управляет машиной с типтроником, испытывает те же ощущения, что и при вождении автомобиля с секвентальной МКПП. Причем ему совсем не нужно иметь навыки управления подобной трансмиссией, как пилотам «Формулы-1».
Какое масло используют для заливки в типтроник
Каждому транспортному средству соответствуют свои показатели вязкости, высшего и низшего значения температуры кипения трансмиссионной жидкости. Поэтому точные данные о том, какое масло надо заливать в коробку, следует искать в технической документации на автомобиль.
Если автовладелец не может по каким-либо причинам ознакомиться с инструкцией, то лучше обратиться за консультацией к квалифицированным консультантам дилерских центров.
Через сколько меняют масло
Производители рекомендует заменять масло в трансмиссии с типтроником через каждые 60000 — 80000 км. Однако многие опытные автомобилисты советуют менять рабочую жидкость в 2 раза чаще. Решение всегда остается за собственником автотранспорта, но главное регулярно проходить ТО и обновлять расходники.
Обслуживание и увеличение срока эксплуатации
Несмотря на то что типтроник подготовлен для активной манеры вождения, нельзя злоупотреблять такой возможностью. Ведь зафиксировано немало случаев, когда в результате всего одной гонки по ночному городу коробка ломалась и не подлежала восстановлению.
Если регулярно проходить техосмотр и выполнять инструкции производителя, то типтроник будет служить долго и принесет массу положительных эмоций водителю. При игнорировании возникающих неполадок владельцу придется оплатить дорогостоящий ремонт и стать на какое-то время пешеходом.
Правильное обслуживание автомобиля с типтроником сводится к использованию только качественного топлива, своевременной замене рабочих жидкостей.
Поломки и ремонт
К самым распространенным неполадкам типтроника относятся:
- сбои в электронном блоке управления;
- проблемы с трансмиссионным маслом;
- механический износ деталей (например сальника, масляного насоса).
Большинство проблем с типтроником устраняются сотрудниками автосервиса. Заниматься самостоятельным ремонтом производители не рекомендуют.
Отрицательные стороны модифицированной коробки передач
К недостаткам типтроника можно отнести:
- отсутствие возможности прочувствовать все преимущества механической КПП;
- дорогостоящие профилактика и ремонт;
- стоимость.
Автомобили старше 7 лет часто сталкиваются с проблемами с коробками типа типтроник. В большинстве случаев причина одна — сильный износ трущихся частей устройства.