Style-2.ru

Все про авто

Помогут ли штрафы АЗС улучшить качество топлива?

Штрафы против плохого бензина: правительство усилит борьбу с некачественным топливом

Содержание статьи:

  • Борьба за чистоту топлива
  • От нефтебазы до АЗС
  • Ожидаемый результат
  • Видео про качество бензина

В январе 2018 года Государственная Дума утвердила новый закон, предусматривающий штрафные санкции за продажу на АЗС некачественного топлива. Рассчитываться они будут в процентном отношении к выручке заправки за истекший год и зависеть от частоты правонарушений.

Борьба за чистоту топлива

Стартом для работы над законом стали глобальные проверки заправочных станций Росстандартом, состоявшиеся в 2015 году. Их результаты ужасали – каждая пятая станция заправляла автотранспорт не просто не соответствующим требованиям топливом, а попросту опасным для окружающей среды и автомобиля.

Получают такой продукт еще на нефтебазах путем смешивания нормального топлива от большого нефтеперерабатывающего завода с контрафактной продукцией от мелкого НПЗ. Происходит это потому, что мелкие заводы, которых по стране более двух сотен, имеют возможность уйти от контроля качества. Если они называют свою продукцию «экспортной», то она не подлежит техническому регламенту. А при отправке на АЗС полученная смесь комплектуется паспортом качества и декларацией соответствия производителя.

Данная схема безотказно работает десятилетиями, а мелкие НПЗ и нефтебазы остаются безнаказанными.

Хотя первоначально речь шла о драконовских мерах в виде наказания в размере 10-15% от годовой выручки, в итоговый вариант закона попала цифра в 1% в случае первого нарушения и 3% после повторного обнаружения контрафакта. Если взять даже примерный оборот средней АЗС, колеблющийся в пределах от 50 млн. рублей и выше, то подобные штрафы существенного пополнят государственную казну. Кроме того, неблагонадежная заправка, вторично попытающаяся реализовать некачественный продукт, может получить уведомление о приостановке деятельности на период до 90 дней.

Параллельно Росстандарт обяжет нефтебазы вписывать в паспорт качества обязательную информацию о тестах реализуемого топлива, проведенных в аккредитованной лаборатории. Несмотря на то, что каждая нефтебаза отвечает за конечный состав отпускаемого продукта, как показывает практика, в реальности она просто хранит привозимое топливо.

Читать еще:  Газ 3110 расход топлива

Таким образом, отпуск продукции с приложением только заводской сопроводительной документации не является правомерным. Нефтебаза может неправильно хранить топливо, не иметь возможности разделять разные его виды, а также смешивать его или разбавлять в незаконных целях. Поэтому, отправляя топливо на АЗС, она обязана подкреплять его качество и состав соответствующим документом.

От нефтебазы до АЗС

Нефтебазы ежедневно получают по несколько разнообразных марок бензина, а также дизельное топливо. Даже полученное от разных поставщиков и заводов, оно в итоге сливается в единые резервуары, разделяясь только по октановому числу. При необходимости на данном этапе добавляются улучшающие функциональные качества присадки, которые затем позволят продавать топливо как «улучшенное». Вот только они не должны принципиально изменять характеристики жидкости и его октановое число, что является незаконным и противоречащим техническому регламенту.

Контроль качества в аккредитованной Росстандартом лаборатории обойдется нефтебазе примерно в 20 000 рублей за 700 тонн, поэтому далеко не все пойдут на неукоснительное соблюдение новых требований. Благо, любой документ с любым заключением и «нужной» печатью можно приобрести за существенно меньшую стоимость.

Ожидаемый результат

Алексей Абрамов, руководящий Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, сообщает, что вопрос об оборотных штрафах был проработан очень тщательно. Агентством были получены подробные расчеты деятельности различных АЗС, находящихся в разных регионах и населенных пунктах, с разными тарифами, плотностью населения и проходимостью автотранспорта. Лишь после этого было принято единогласное решение именно не о предельно высоких штрафах, а о получении процента с выручки.

Уголовное законодательство имеет немало примеров крупных штрафных санкций, делающих экономически невыгодными некоторые виды преступлений. Поэтому этот опыт решили перенять в контексте административной практики. Оборотные штрафы должны стать оптимальным средством для применения в самых разнообразных областях деятельности, где существует вероятность появления и распространения контрафактной продукции.

С точки зрения предпринимателей, новое законодательство значительно увеличит нагрузку на их бизнес, что повысит стоимость конечного продукта. Хотя фактически расходы на проведение лабораторного тестирования качества повысят стоимость литра топлива не более, чем на 3 копейки. Поэтому ужесточение требований никоим образом не ущемит интересы бизнесменов, если только сами предприниматели не преследуют незаконные цели.

Некачественным топливом, как правило, грешат несетевые станции, так как респектабельные АЗС не станут из-за сомнительной прибыли рисковать своей репутацией. По частным же заправкам, имеющим суррогатное топливо, штрафы ударят серьезно и очень больно, приведя к закрытию нерентабельного предприятия. С другой же стороны, угроза столь сурового наказания может как раз привести к большей ответственности предпринимателей за реализуемый продукт.

Если по итогам проверок в 2014 и 2015 годах было обнаружены нарушения на 42% заправочных станциях, в 2016 году – на 21%, а в 2017 году – уже на 18%.

Кстати, те АЗС, на которых суррогатные продукты появляются с завидной регулярностью, будут получать от проверяющих органов особую маркировку. Те владельцы, которые не захотят получить подобное «клеймо», по мнению чиновников, сами захотят улучшить качество своего топлива.

Отдельно упоминается в законе ответственность за реализацию продукта, не соответствующего физико-химическому составу. За нарушение требований к маркировке и ложную информацию о функциональных свойствах горючего продавцам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

Наконец, свою лепту в крупномасштабную борьбу с суррогатом на автозаправочных станциях ведут с применением налогового метода. Особенно это касается дизельного топлива, в который часто добавляют опасные морозостойкие фракции.

С 2015 года действует акциз на средние дистилляты – дешевые нефтепродукты, выдаваемые за дизель. Данная мера уже позволила обнаружить порядка 6 млн.тонн суррогатного топлива, применяемого на транспорте. Хотя Минфин и исследовательские группы подсчитали, что ежегодно на российском рынке обращается не менее 7,7 млн.тонн некачественного дизельного топлива.

Приведет ли ужесточение ответственности предпринимателей и уплата оборотных штрафов к кардинальным изменениям в плане изобилия контрафактного топлива? Юрий Станкевич из Комитета РСПП по энергетической политике и Дмитрий Липявко из совета директоров нефтетрейдера «Роза Мира» считают, что законодательство будет эффективно только в комплексе с иными государственными механизмами регулирования.

Одно лишь повышение штрафных санкций не улучшит ситуацию, особенно при наличии «серых» производителей, преднамеренно выпускающих некачественный продукт и не боящихся никаких наказаний.

Общество по защите прав потребителей озвучивает цифры в 100 000 автомобилей, ежегодно подлежащих ремонту из-за заправки некачественным топливом. И это статистика только по Москве и ближайшему Подмосковью. Виной тому — столь популярные присадки, изменяющие октановое число и превращающие 92-й бензин в 95-й. Причем они совершенно открыто продаются на разнообразных химических предприятиях, частично являясь безвредными, но большей частью наносящими серьезный ущерб автотранспорту.

Станкевич также добавляет, что столь большое количество суррогата во многом вызвано фискальной политикой Минфина, методично снижавшей рентабельность изготовления и реализации топлива. Поэтому сейчас государственным органам, особенно ФАСу и Росстандарту, получившим дополнительные рычаги воздействия, нельзя переусердствовать в наложениях штрафов.

Видео про качество бензина:

Экспресс-тесты и оборотные штрафы: как еще хотят улучшить бензин на российских АЗС

Как минимум пятая часть всех нефтебаз в России наряду с качественным бензином принимает моторное топливо, произведенное так называемыми «самоварами» — небольшими нефтеперерабатывающими заводами, чья продукция зачастую — это самый настоящий фальсификат, сырьем для которого может выступать ворованная нефть. Смешиваясь с качественным топливом, «сваренный» на мини-НПЗ суррогат уже со всеми сопроводительными документами от добросовестного производителя поступает на АЗС, где его заливают в свои баки ничего не подозревающие автовладельцы. Так годами работает схема, в результате которой в России по-прежнему по меньшей мере один из десяти литров продаваемого моторного топлива не соответствует параметрам качества и представляет угрозу благосостоянию граждан, экономике и окружающей среде. Есть ли шансы, что российские автовладельцы начнут заправляться исключительно качественным и безопасным бензином и что для этого планирует сделать государство, в понедельник рассказал руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

Больше ответственности

Его сообщение прозвучало на публичном обсуждении проблем качества моторного топлива на площадке агентства «Россия сегодня». Проблем по-прежнему много, но чиновников обнадеживает позитивная динамика, наблюдаемая буквально последние два года. «В 2015 году, когда мы плотно начали заниматься проблемой качества топлива, мы наблюдали, мягко говоря, очень грустную картину», — начал свое выступление Абрамов.

Росстандарт указал малым и средним предприятиям более простой путь к госзаказам

По словам чиновника, тогда проверки, проведенные совместно с прокуратурой, не смогли пройти больше 40% затронутых ими АЗС. Нарушения по физико-химическим свойствам топлива выявлялись на каждой пятой заправке. Если брать аналогичную статистику по нефтебазам, нарушения были практически на каждой второй. Всего в 2015 году было проверено чуть более 5 тыс. из примерно 30 тыс. АЗС и меньше 200 из 2 тыс. нефтебаз, работавших на рынке, уточнил руководитель Росстандарта. К 2017 году уровень нарушений на АЗС снизился до 11% (в том числе до 3,5% на сетевых заправках). Уральский федеральный округ, который два года назад по части фальсификата на АЗС давал одну из худших картин по стране, вышел в число лучших по позитивной динамике.

Читать еще:  Дэу матиз замена топливного фильтра

Комментируя улучшение статистики, он отметил большую роль, которую сыграл диалог, выстраиваемый с участниками рынка. Вместе с тем глава Росстандарта не стал скрывать, что в борьбе за качество государство делает и продолжит делать ставку на ужесточение контроля и санкций против нарушителей. Очередной «кнут» в арсенале проверок может появиться в начале следующего года. Это поправки в КоАП, которые введут так называемые оборотные штрафы за реализацию суррогатного топлива. Нарушение требований техрегламента, выявленное при анализе физико-химических характеристик взятых на заправке образцов, будет грозить штрафом в размере 1% от совокупного размера выручки за весь предшествующий год. Даже если реализаторам бензинового самопала удастся отделаться минимальным штрафом в 500 тыс. рублей, это будет заметным ударом по их бизнесу: сегодня законом предусмотрены куда более скромные взыскания с нарушителей.

«Наша цель — сделать так, чтобы возник действенный экономический демотиватор, который сделает бизнес по производству и реализации суррогата попросту нерентабельным», — пояснил Алексей Абрамов. По его словам, через первое чтение поправки уже прошли в октябре, в декабре запланировано второе. «Я надеюсь, что до конца года мы этот нужный законопроект примем», — сообщил приехавший на обсуждение депутат Госдумы Александр Грибов.

Залейте в трубочку

Еще одно новшество — применение практики предварительного экспресс-анализа топлива по определенному перечню показателей. Если экспресс-метод покажет, что какие-то показатели не в норме, образцы заберут в лабораторию для более детального изучения. Удивительно, но ничего такого в России пока не применяется, хотя, как заметил руководитель Росстандарта, в подобном подходе масса плюсов, в том числе и для самих продавцов топлива. «Применение таких методов проверки топлива позволит более оперативно реагировать на реализацию небезопасного топлива, сократить время проверок, повысить эффективность расходования бюджетных средств минимум в пять раз и в итоге снизить нагрузку на добросовестных участников рынка», — перечислил ожидаемые эффекты Алексей Абрамов.

Можно ли заправляться на дешевых малоизвестных заправках?

При этом недобросовестным продавцам следует быть готовыми к тому, что экспресс-тест может стать основанием для приостановки продажи подозрительного топлива — до получения заключения полноценной лабораторной экспертизы. На ее проведение уходит около двух недель, и в ожидании результатов АЗС сегодня вправе продолжать работу — со всеми вытекающими для тех, кто заливает топливо. К слову, сегодня вообще не так просто «зайти» с проверкой на заправку: о своих намерениях проверяющее ведомство должно за три дня предуведомить руководство АЗС. С учетом этого 11-процентная выявляемость нарушений начинает казаться весьма условной. Как бы там ни было, Росстандарт добился необходимых изменений в нормативно-правовой базе, заверил в понедельник руководитель федерального агентства. Попутно в течение этого года экспресс-методика, на которую уповает Росстандарт, проходила опытную апробацию и сейчас готовится к началу промышленной эксплуатации.

«На базе подведомственного научно-исследовательского института (ВНИИР — прим. Znak.com) создан образец экспресс-анализатора, которым с установленной точностью предусмотрено определение показателей технического регламента. Это такие, как „октановое число“, „цетановое число“, „массовая доля серы“, „наличие металлов“. Сейчас проводится тестирование этого аппарата, и начиная со следующего года, в зависимости от результатов тестирования, мы начнем его применение в рамках наших мероприятий», — пообещал Абрамов.

Сейчас в России аккредитовано 122 лаборатории, работающих в топливном секторе, и этого недостаточно, посетовал глава агентства. Не хватает именно независимых лабораторий, не входящих в структуры топливных компаний, подтвердил Максим Протасов, руководитель АНО «Роскачество», чья деятельность особенно тесно связана с проведением независимых экспертиз. Причина, по его словам, очевидна — пока нет должного спроса на действительно независимые исследования, лаборатории не спешат проходить соответствующую аккредитацию.

Бензин с паспортом

Впрочем, своей главной задачей на перспективу в Росстандарте видят внедрение системы, позволяющей прослеживать путь топлива по всей цепочке: от завода до бензобака. В этом должна помочь система электронной паспортизации топлива, призванная исключить все слабые звенья вроде того, о котором говорилось выше. «Прозрачная для игроков рынка система будет обеспечивать максимально полный учет движения продукции с возможностью мониторинга количественных и качественных характеристик. И тогда оборот фальсификата сведется к минимуму», — выразил надежду Алексей Абрамов.

По его словам, количественный показатель упомянут не случайно, хотя бы потому, что Росстандарт и другие службы стали фиксировать жалобы на недолив. Этот вопрос не связан напрямую с вопросами качества и безопасности, но он, безусловно, требует внимания, отметил чиновник. Сейчас в ведомстве аккумулируют и систематизируют жалобы, чтобы в будущем году заняться и этой темой. «Это также послужит упорядочению правил игры на рынке моторного топлива. Важно, чтобы все их четко понимали, в том числе и меру своей ответственности — в случае осознанного нарушения таких правил», — заключил Абрамов.

Недолив бензина на АЗС начнут строго наказывать: как и куда жаловаться

Недолив топлива на АЗС – это распространенная проблема, но куда жаловаться и как вести себя, если закралось подозрение на обман — многие автомобилисты не знают. Те же, кто решают доказать свою правоту и наказать нечестных владельцев и работников станций, сталкиваются с еще одной проблемой – несовершенством законодательства и очень маленькими штрафами. Сегодня владелец, который регулярно обманывает своих клиентов, не доливая горючее, может получить штраф в размере 100 тысяч рублей. В это же время, прибыль от каждых недолитых 300 мл на 10 литров приносит прибыль в размере 150 тысяч рублей.

Прекрасно понимая несправедливость происходящего, представители закона разработали и включили в проект КоАП новый пункт. На днях весь документ опубликовали официально. Разберемся, что к чему.

Количество недобросовестных АЗС

Согласно данным Росстата, на сегодня порядка 19% из представленных на рынке точек были замечены в обмане своих клиентов.

Представители общественного контроля со своей стороны уверяют – данные некорректны. На самом деле регулярный обман практикует порядка трети всех АЗС. Причем грешат нарушением закона как мелкие компании, так и крупные сети.

Читать еще:  Замена фильтра тонкой очистки топлива на автомобиле

Как обманывают

Способов обмана на АЗС существует несколько.

Нажатие на клапан заправочного пистолета раньше времени

Схема обмана в данном случае очень простая и примитивная. Если работник видит, что водитель не следит за колонкой и вышел из автомобиля только, чтобы оплатить горючее, заправщик немного раньше времени нажимает на клапан.

Вовремя зажатый клапан — это 0,5 л бензина, оплаченного, но так и не полученного клиентом

Данная схема раньше практиковалось часто. Сегодня она осталась только на заправках, расположенных вдали от населенных пунктов, не оборудованных системами видеонаблюдения и с небольшим потоком клиентов.

Перегиб заправочного шланга

Это еще один вариант того, как недоливают бензин на заправках. Он схож с преждевременным нажатием на клапан. В данном случае за счет перегиба часть топлива скапливается в шланге, и как только авто отъезжает, горючее сливают.

В качестве тайных покупателей выступают представители общественного движения, но по закону — это неправомочно

Обман на сдачу

В случае расчета клиента наличными операторы могут заявить об отсутствии мелких купюр и невозможности дать сдачу. В качестве альтернативы они предлагают водителю заправить бак на всю сумму.

Согласившись, автомобилист может не досчитаться ровно того объема, который должен был получить на сдачу.

Заправка топлива до отсечки

В рамках безопасности в современных колонках предусмотрена система отсечки. С ее помощью бензин перестает подаваться автоматически, как только бак залит полностью.

Остатки сливаются в заранее приготовленные канистры

Работник станции, как правило, в этот момент сразу убирает шланг из горлышка бензобака. А между тем в нем остается еще около 0,5 л горючего. Сразу после отъезда автомобилиста остатки топлива тоже можно слить.

Программы и вирусы

Все способы, перечисленные выше, были актуальны еще 10 лет назад. Сейчас с развитием автоматизации, они считаются примитивными. Крупные сети такими уловками не пользуются.

В данном случае все решает программа. По словам представителей Роспотребнадзора, это и есть самый популярный способ мошенничества. Чтобы сделать недолив контролируемым, умельцы заражают ПК и колонки специальными программными вирусами. В итоге, данные в чеке и показатели на колонке будут соответствовать друг другу, но в баке бензина окажется меньше, чем нужно.

Программное обеспечение АЗС предоставило доступ к точному и легко регулируемому способу обмана

Отследить эти моменты сложно. Согласно правилам, работники Роспотребнадзора должны согласовать проверку. Возможны случаи, когда сотрудники контролирующего органа приходят без предупреждения, но они в любом случае обязаны дождаться работника АЗС, осуществляющего заправку, и администратора.

Что делать, если обнаружили недолив

На самом деле способов того, как определить недолив бензина на АЗС, немного. Заправлять собственные канистры на многих заправках запрещено. Счетчики приборной панели авто также не ведут подсчет с точностью до мл.

Проверить самостоятельно недолив бензина с помощью своих емкостей водитель не имеет права

Если все-таки подозрения закрались, клиент вправе потребовать провести контрольный замер. Для этого представитель руководства заправки по требованию покупателя обязан предоставить специальный опломбированный мерник, соответствующий ГОСТу.

Топливо, которое используется для контрольного замера, всегда оплачивается тем, кто потребовал данную проверку. Если погрешность была обнаружена, водитель и представитель заправочной станции должны составить акт в двух экземплярах. Один бланк остается у администратора, второй передается водителю.

Мерники, соответствующие ГОСТу

Обнаружив факт недолива бензина на АЗС, вариантов куда жаловаться – два. Вместе с письменным заявлением автомобилист должен направить подписанный акт в прокуратуру или Роспотребнадзор.

Нередко бывает, что представители АЗС отказывают в предоставлении мерника. В этом случае водитель также имеет право позвонить в полицию или Роспотребнадзор и заявить об этом факте.

Если же обманутому клиенту удастся доказать факт недолива, согласно закону, он имеет право получить недолитый объем горючего либо соответствующую ему материальную компенсацию.

За топливо для контрольного замера платит водитель

С учетом того, что максимальный объем недолива может составлять 1,5 л на 10 л, связываться с подобной процедурой хотят далеко не все. Тем более, что сейчас владельцы автозаправочных станций не наглеют. С каждых 10 л воруется примерно 300 мл бензина, хотя законом допускается всего 25 мл в качестве погрешности.

Штрафы увеличат

Даже если Роспотребнадзор нагрянет и удастся доказать факт того, что данная автозаправочная станция недоливает бензин, размер штрафа смехотворный. Максимальная сумма на сегодня составляет 100 тысяч рублей.

Согласно новому КоАП, эти цифры будут пересмотрены. Уже с 1 января 2021 года нечистых на руку предпринимателей будут штрафовать на сумму в размере 1% от выручки за предыдущий календарный год либо конкретный период времени. При этом минимальная сумма штрафа также указывается. Она будет составлять 500 тысяч рублей.

Суммы штрафов сейчас малы. Даже погасив взыскание, нерадивые заправщики все равно остаются в плюсе

По мнению специалистов, подобные штрафы – это только начало борьбы с недобросовестными заправщиками. Чтобы навести порядок на рынке, правительство должно узаконить процедуру «тайный покупатель».

Но сегодня проверять АЗС таким образом запрещено. Представители органов обязаны предупреждать об этом работников и администрацию заправочной станции.

Как водители могут обезопасить себя

Несмотря на распространенное количество рекомендаций, фактически водитель остается незащищенным перед недобросовестными владельцами станций.

Роспотребнадзор обязан предупреждать о проверках

Поскольку стандартом проверки для организаций являются 10 л, погрешности в таких объемах если и есть, то они минимальны. Если водитель очень не хочет быть обманутым, ему рекомендуют заправляться чаще и по 10 л.

Итоги

  1. Число недобросовестных АЗС, не доливающих топливо, сегодня составляет примерно 30%.
  2. Доказать факт обмана сложно. Недолив осуществляется с помощью специальных программ.
  3. Согласно новой редакции КоАП, 1 января 2021 года штраф для недобросовестных владельцев станций возрастет с максимальных 100 тысяч до минимальных 500 тысяч рублей.

А вы сталкивались с недоливом на АЗС?

Недолив меня не особо волнует. Я все равно больше 10-ки особо никогда не заправляю. А вот качество бензина – это тот еще квест. Мне попался разведенный с водой и еще какой-то дрянью. Успел проехать пару километров, а потом пришлось все промывать и очищать. В жизни бы не поверил в такое, если бы сам лично не столкнулся. Вот за это нужно не просто штрафовать, но и лицензии сразу лишать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]